Отправляющиеся на отдых приморцы не смогут отказаться от тура и не потерять в деньгах. Такие перемены связаны с изменением системы штрафов у компании «Пегас Туристик», крупного (а зачастую – безальтернативного) туроператора. Отныне любые изменения в условиях поездки будут платными – за них придется выложить минимум 10% от стоимости тура.
В середине апреля сразу несколько российских туроператоров ужесточили правила отмены и перебронирования туров. Один из таких туроператоров – компания «Пегас Туристик», с которой сотрудничают почти все туроператоры региона. «Пегас» – единственный оператор, который предлагает в регионе чартерные рейсы для небольших участников туристического рынка в страны АТР. Главное изменение в политике компании – теперь нельзя бесплатно внести изменения в заявку на тур.
– Раньше у нас был льготный период – за 21 день до поездки можно было отказаться от тура без уплаты штрафов, – сообщила «Приморской газете» старший менеджер региональной сети турагентств «Пегас Туристик» Елена Фокина. – Сейчас вообще нельзя аннулировать тур или внести в него изменения бесплатно. Минимальный штраф составляет 10% от стоимости путевки.
При этом размер неустойки увеличивается в зависимости от того, сколько дней осталось до отпуска. Если до начала оказания услуг осталось менее 29 дней, туристу придется заплатить 25% от суммы тура. А вот если менее двух дней, то все 100%. Еще одно изменение, которое не прошло незаметно: теперь за отказ от заявки с последующим бронированием аналогичного тура на тех же туристов придется заплатить штраф – 25-50% от стоимости пакета.
По словам приморских турагентов (речь о компаниях, которые приобретают путевки у туроператоров и перепродают гражданам – «ПГ»), в сложившейся ситуации нет ничего необычного – штрафы предполагают практически все договоры на продажу путевок.
– Это совершенно нормально, когда при аннулировании путевки с клиента берут неустойку, – рассказала «Приморской газете» замдиректора турагентства «Беркут» Наталья Пекарская. – Каждый участник рынка устанавливает свои размеры «санкций». На мой взгляд, для минимального штрафа 10% – слишком много.
Впрочем, отмечают юристы, туркомпания может требовать от клиента возмещения лишь тех денег, которые реально были потрачены на предоставление услуги.
– «Штраф» за отказ от путёвки в принципе не укладывается в законодательство о защите прав потребителей, – заявил «Приморской газете» юрист Общества защиты прав потребителей России Андрей Семенов. – Статья 32 соответствующего закона позволяет потребителю отказаться от любой услуги до её получения без уплаты каких-либо заранее назначенных штрафов, однако с обязанностью возместить исполнителю реально понесённые расходы на оказание услуги.
Таким образом, уточнили в организации, туроператор должен сначала обосновать сумму реально понесенных затрат, и лишь после этого взыскивать деньги с клиента. Если компания отказывается это делать, туристу нужно обращаться в суд.
Отметим, по словам туроператоров, приморцы редко отказываются от туров или вносят изменения в программу поездки. Как уточнила Елена Фокина, даже до ужесточения правил туристов останавливали штрафные санкции.