Общество изучения Амурского края сегодня празднует 130-летний юбилей. О том, как изменилась флора и фауна края, в какие экспедиции ходят современные исследователи и что еще остается неизученным, «Приморской газете» рассказал действующий председатель ОИАК Петр Бровко.
– Петр Федорович, в этом году организации исполнилось 130 лет. В масштабах истории это небольшой срок, но для региона и организации, безусловно, значимый. Что изменилось за это время?
– Ситуация с освоением края сейчас совершенно другая. В первые годы своего существования Общество по изучению Амурского края занималось в основном гидрографией и археологией. Были проведены первые раскопки, шла работа по изучению истории заселения территорий.
Сейчас край в целом изучен, поэтому мы занимаемся больше проблемами экологии, геополитики, генеалогии, более детально исследуем флору и фауну региона. Например, раньше популяции тигров и леопардов изучали по следам на снегу, теперь, с созданием национальных парков, широко применяются фотоловушки. Находят широкое применение космические съемки, особенно при изучении морских берегов, лесных массивов, регистрации природных катастроф – наводнений, лесных пожаров и других.
– Можно ли говорить о том, что природа изменилась? Все-таки 130 лет назад край был совсем неосвоенным.
– К счастью, регион по-прежнему остается уникальным, интересным местом. Уссурийская тайга – это необычный край, где северные элементы, вроде ели аянской, сочетаются с южными видами, такими как китайский лимонник. Здесь соседствуют амурские тигры и северные олени, бурые и гималайские медведи. Север и юг объединились в одном месте – в этом и состоит уникальность уссурийской тайги.
Наша задача – показать эту уникальность людям. Поэтому одним из самых важных наших направлений является издательская деятельность. Мы издаем много интересных книг, среди которых совершенно уникальные экземпляры. Например, есть несколько изданий, посвященных Владивостокской крепости – это целиком заслуга нашего общества. Издали и книгу об истории Русского острова. В прошлом году прошла презентация двухтомного издания, посвященного освоению Дальнего Востока. Это наш совместный проект с якутским географическим обществом. И, конечно же, мы выпускаем свой журнал – «Записки Общества изучения Амурского края». Три года назад он был признан лучшим краеведческим журналом Российской Федерации. Мы очень этим гордимся.
Кроме того, мы много работаем с молодежью. Например, при Русском географическом обществе было решено создать школьное общество «Юных следопытов». Это очень хорошая инициатива, детей нужно привлекать к здоровому образу жизни, к путешествиям на природе.
– В походы, экспедиции по-прежнему ходите?
– Конечно. Например, в 2006 году начали проект «По следам великих путешественников» – организовали автопробег по маршруту первой экспедиции Владимира Арсеньева в горную страну Сихотэ-Алинь. Несмотря на то что двигались мы гораздо быстрее знаменитого исследователя, тем не менее прошли теми же местами, встречались со школьниками, краеведами, вели фотосъемку, создали свой фильм и книгу. Спустя три года издали книгу по автопробегу Приморье – Забайкалье, приуроченному к юбилею генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского.
В этом же русле планируем организовать походы школьников по пути Пржевальского или Арсеньева, пусть даже небольшими отрезками (Партизанский, Лазовский, Тернейский и другие районы). Школьники получат возможность сравнить, о чем писали исследователи более века назад и что происходит сейчас.
– Петр Федорович, изначально деятельность Общества изучения Амурского края охватывала обширную территорию: нынешний Приморский край, юг Хабаровского края, Амурскую область, Сахалин, ЕАО, а также северную часть Маньчжурии. Насколько далеко распространяются географические интересы Общества на сегодняшний день?
– Сейчас в основном ориентируемся на Приморский край, поскольку мы располагаемся во Владивостоке и являемся региональным отделением географического общества, но есть и другие интересы. Например, член Русского географического общества Андрей Сазыкин возит студентов на практику и занимается изучением горно-ледниковых систем Хабаровского края. Еще мы с коллегами проводим большой объем работ по изучению береговых систем Сахалина. Вообще интересы Общества распространяются вплоть до Забайкальского края.
– Петр Федорович, а ваша работа в Обществе с чего начиналась?
– Все было просто. В 1966 году я приехал из Холмска (Сахалин) и поступил в ДВГУ на отделение географии. Сразу после первого курса мне предложили участвовать в очень сложной экспедиции в западной части Охотского моря. Я написал курсовую работу по итогам путешествия, нарисовал карту Шантарских островов, и заведующий кафедрой географии ДВГУ профессор Василий Лымарев пригласил меня, первокурсника, выступить со своим докладом в ОИАК.
После моего доклада убеленные сединами ветераны единодушно решили принять меня в члены географического общества. Особенно приятно говорить об этом, потому что членский билет мне вручила лично Анна Щетинина (первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. – «ПГ»). Затем я продолжил работать в университете, окончил его, защитил кандидатскую и докторскую…
– За годы, проведенные в Обществе изучения Амурского края, вы наверняка успели побывать в десятках экспедиций. Что запомнилось больше всего?
– Я горжусь тем, что за 40 с лишним лет участия в береговых экспедициях мы никого не потеряли. Происшествия бывали, но все они, к счастью, заканчивались благополучно. Большинство ЧП связаны с дикими животными. Например, 18 раз приходилось встречаться с медведями – на Курилах, Камчатке, Сахалине, Шантарских островах. В семнадцати случаях зверь уходил сам, а в одном – на Шантарах – пришлось убегать уже нам. Потом долго смеялись, но в тот момент было страшновато.
Вообще за годы работы в Обществе я побывал в 24 странах мира. Для меня самой результативной была экспедиция 1984 года на корабле «Академик Александр Несмеянов», когда мы вышли из Риги и южным путем отправились во Владивосток. Мы работали на островах Индийского океана, в Юго-Восточной Азии, Вьетнаме. Путешествие длилось четыре месяца. За это время удалось получить много интересных сведений о береговых процессах в тропической и субтропической зонах. На основе этих данных я сформировал курс лекций по берегам Мирового океана. Кроме того, изыскания позволили мне предложить научному сообществу географическую концепцию формирования лагун – морских заливов, отделенных барами и косами. За разработку этой концепции, защищенной на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, мне присудили ученую степень доктора географических наук.
– Говорят, у вас есть интересное увлечение – коллекционирование изображений водопадов...
– Да, это так. Еще в школе, когда мы путешествовали по берегам Сахалина и Курил, видели очень много красивых водопадов, фотографировали их. Во время работы в университете этот материал начал оформляться в коллекцию. Сейчас она уже довольно большая – около трех тысяч экспонатов, среди которых открытки, марки, денежные знаки, фотообои, изображения водопадов на этикетках. Есть в коллекции и стихи о них – всего более трехсот на шестидесяти языках мира.
Мы даже издали несколько книг: например, одна из них – о водопадах Сахалина и Камчатки, другая большая книга, посвященная Приморскому краю, уже готовится к выходу. Коллекция все время пополняется. Так как я преподаю в ДВФУ и Владивостокском филиале Российской таможенной академии, то студенты часто присылают новые экспонаты. У меня есть мечта создать здесь Музей водопадов. Специализированные природные музеи, вроде музеев лотоса и женьшеня, сейчас вообще очень популярны в мире. Я надеюсь, что вскоре они появятся и в Приморье.
Алексей Михалдык
Досье «ПГ»: Бровко Петр Федорович (род. 26 июля 1949 года в селе Иваньково Черниговской области Украинской ССР) – российский географ и преподаватель, председатель Общества изучения Амурского края, профессор кафедры географии и устойчивого развития геосистем ДВФУ. Один из создателей и руководитель научной школы комплексного береговедения на Дальнем Востоке. Член-корреспондент РАЕН. Доктор географических наук, профессор.