Более 40 жителей Приморья пострадало в результате остановки деятельности ряда федеральных туроператоров. Средства, потраченные на испорченный отдых, клиентам придется возвращать через суд и страховые компании. Коллапс крупных игроков вызвал резкий спад продаж на рынке туристических услуг края. Тем, кто планирует путешествие, эксперты советуют обратить внимание на внутренний туризм или самостоятельно покупать билеты и бронировать гостиницу при выезде за рубеж.
11 туристических компаний Приморского края и около 40 туристов пострадали в результате банкротства крупных российских туроператоров – ООО «Роза ветров Мир», «Экспо тур», «Лабиринт» и других компаний, имеющих разветвленную турагентскую сеть. Такие данные озвучили в департаменте международного сотрудничества и развития туризма Приморского края. Как сообщил заместитель директора департамента Владимир Щур, приморцев, находящихся за границей и нуждающихся в помощи, нет. Пострадали туристы, купившие туры в европейском направлении – Италию, Испанию и другие страны.
– Среди тех, кто приобрел путевки в направлении Юго-Восточной Азии, пострадавших нет, – добавил замдиректора.
Как уточнили в туркомпании «Беркут», их клиент, купивший тур в Чехию, до места назначения не добрался.
– Когда наш турист был уже в Москве, туроператор «Нева» заявил о банкротстве. Клиенту пришлось лететь обратно, купив авиабилет за свой счет, – сообщила «Приморской газете» заместитель директора компании «Беркут» Наталья Пекарская.
По ее словам, почти все туры в Европу приморские туркомпании осуществляют через компании Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому можно ожидать, что количество пострадавших будет только расти.
Во многом сложившаяся ситуация является результатом отсутствия адекватной правовой базы для работы туроператоров, уверен директор компании STARTRAVEL во Владивостоке Алексей Черникин.
– Федеральный закон «О туризме» был принят достаточно давно и требует поправок и доработок. Например, есть регламент, как нужно работать, есть определения, кто такие турагенты, туроператоры и так далее. Но ответственность в случае, если регламент не соблюдается, федеральным законом не предусмотрена, – заявил «Приморской газете» Алексей Черникин.
Последствия краха федеральных туроператоров уже заметны в Приморье, акцентировал собеседник.
– Клиенты боятся лететь, они затаились, поэтому продажи у туроператоров резко снизились. Как сказала одна из моих коллег: «Еще в воскресенье телефон разрывался от звонков, а в понедельник уже глухо. Ни одного клиента», – сообщил директор.
Туристам сегодня безопаснее обращаться к «непакетным», самостоятельным путешествиям и самим покупать себе авиабилеты и бронировать гостиницы, уверен Алексей Черникин.
Как уточнили в департаменте по туризму, в настоящее время приморские туристические компании, имеющие агентские договоры с приостановившими работу российскими туроператорами, собирают пакеты документов и направляют в страховые компании для выплат туристам. Требовать возмещение средств и морального ущерба за испорченный отдых жителям края следует через страховые компании, а не турагентства, уверен Владимир Щур.
– Потребитель вправе получить стопроцентную компенсацию за несостоявшийся тур. Но и для агентства, продавшего тур, и для потребителя будет лучше, если заявление будет написано на туроператора, а деньги потребованы со страховщиков. В течение 30 дней они будут обязаны рассмотреть ваше заявление и выдать вам их, – заявил собеседник.
Тем не менее выплата страховой компании зависит от того, какие именно причины «невыезда» были оговорены при заключении договора страхования, подчеркивают эксперты.
– К сожалению, часто турфирмы не возвращают деньги за неиспользованные путевки либо выплачивают далеко не всю сумму, – сообщила «Приморской газете» заместитель начальника управления продаж личного страхования ОАО «Согаз» Марианна Сальникова. – В таком случае лучше застраховаться от невыезда. В среднем доплата составляет 4-5% от стоимости путевки.