Неизвестная война

16:51 06 июля 2018
2223
0
alt=

Речь идет о так называемой «манзовской войне», практически забытой в XXI веке. Между тем этот вооруженный конфликт был определяющим событием первых лет освоения Уссурийского края русскими людьми.

ОСТРОВ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Начало конфронтации было положено ровно 150 лет назад. Летом 1867 года русским властям стало известно, что на острове Аскольд пришлые китайцы (манзы, как тогда говорили) нелегально моют золотишко. К острову была послана паровая шхуна «Алеут», и ее командир капитан-лейтенант Александр Этолин потребовал от манз покинуть Аскольд, дав на это двое суток. Видимо, зная американское выражение «Доброе слово и кольт лучше, чем просто доброе слово», Александр Этолин, взял во Владивостоке воинскую команду из 25 человек и одно горное орудие и-ячсмит через два дня вернулся на Аскольд.

Разумеется, он застал там тех же самых китайцев, которых на этот раз «удалил с острова отрядом». Осенью того же 1867 года в долине реки Сучан (Партизанской) начались столкновения между манзами и жителями деревень Владимирская и Александровская. Но присланный воинский контингент тогда навёл порядок, хотя некоторые «непонятки» остались… Инициаторами разборок были отряды хунхузов — китайских бандитов. Они занимались грабежами и убийствами, взятием заложников с целью получения выкупа, скупкой пушнины и корней женьшеня, нелегальной добычей золота. Именно из-за него в конце концов и разгорелся конфликт…

Надо сказать, что китайцы находились в Уссурийском крае вполне легально — согласно Айгуньскому договору 1858 года, который установил границу по реке Амур. Ее левый берег от реки Аргунь до впадения в Охотское море признавался российским, а Уссурийский край от устья Уссури до моря временно оставался в общем пользовании. В 1860 году эти положения были закреплены ещё и Пекинским договором. Разумеется, обычным китайцам, частично населявшим эти места, о таком разграничении никто не докладывал, и они считали край своим. Явными хозяевами здесь ощущали себя и хунхузы, как местные, так и пришлые из Поднебесной…

СХВАТКА ЗА ЗОЛОТО

С открытием навигации следующего года, а именно 19 апреля 1868-го, шхуна «Алеут» опять навестила Аскольд. С моря экипаж увидел изрытый ямами берег и насчитал 150–200 китайцев (как позже оказалось, на самом деле их было около полутора тысяч). Поставив «Алеут» на якорь, Александр Этолин лично высадился на берег во главе десанта из двух унтер-офицеров и 17 матросов на трех шлюпках. Этот отряд снова попытался выдворить с острова золотоискателей. Однако манзы неожиданно открыли огонь, в итоге убив трех и ранив восемь матросов и двух офицеров. Наши потери также составили одну шлюпку, пять винтовок и восемь пистолетов.

С этого инцидента и начались вооруженные действия, позже названные «манзовской войной». Этолин приказал блокировать острова Аскольд и соседний Путятина; послав во Владивосток за помощью, он начал топить китайские джонки. С 19 по 27 апреля было «истреблено до 100 манзовских лодок… общая потеря манз за это время убитыми и потонувшими простиралась человек до 250». Так было написано в работе Николая Тихменева «Манзовская война», опубликованной в 1908 году, через 40 лет после инцидента. Автором ее был сын полковника Михаила Тихменева, командующего войсками по «умиротворению» манз.

На Путятине были захвачены три хунхуза, которых «по единогласному решению всех наличных офицеров» повесили на реях шхуны — как пиратов в старину. Сделано это было «в назидание хунхузам, видевшим казнь с берега». Однако такие меры не помогли. В ночь на 26 апреля 1868 года около тысячи хунхузов, переправившись с Аскольда и Путятина на материк, уничтожили русский военный пост из 25 человек в заливе Стрелок. Затем их отряды, к которым примкнула часть манзовского населения, предприняли неудавшуюся попытку захватить пост Находка, а также сожгли и разграбили селение Шкотово и реально угрожали Владивостоку.

ГОРЯЧИЙ МАЙ 1868-го

Далее китайцы, к счастью, не имевшие общего плана действий, разошлись по Южно-Уссурийскому краю. Часть из них направилась через Сучан на Улахе (среднее течение Уссури), по пути нападая на русские поселения. Главный отряд разгромил военный пост Раздольное и затем напал на Никольское (Уссурийск). Село за два дня хозяйничанья китайцев было разграблено, многие дома сожжены. Жители Никольского под прикрытием небольшой воинской команды отступили к посту Камень-Рыболов на озере Ханка. Оставшиеся были убиты; спаслись только те, кто забрался в огромную лужу почти в центре селения и просидел два дня в камышах.

В Южно-Уссурийском крае было введено военное положение, командующим войсками назначен полковник Михаил Тихменев «с предоставлением действовать в отношении восстановления в крае порядка по его усмотрению». Оборону Находки возглавил гидрограф, лейтенант Константин Старицкий. Командующий сухопутными войсками во Владивостоке штабс-капитан Георгий Буякович 30 апреля 1868 года издал боевой приказ: «По случаю производимых манзами беспорядков пост Владивосток объявляется на военном положении, равно как и войска Суйфунского округа. По первому выстрелу собраться всем на назначенное место…».

Штаб обороны города был в здании почтамта; Георгий Буякович разделил все наличные войска на три части, и они заняли господствующие высоты на подходе к посту. Александр Этолин был назначен командующим морскими силами Владивостока. На случай захвата города была предусмотрена эвакуация денег и ценностей на шхуну «Фарватер». Опасения не были напрасными, если иметь в виду судьбу Никольска. Но Владивосток с его артиллерией (хоть и немногочисленной) и несколькими боевыми кораблями китайцы штурмовать не стали. Хотя считается, что общая численность хунхузов в период «манзовской войны» достигала 4-4,5 тысячи человек.

ГРОМ СРАЖЕНИЙ, РАЗДАВАЙСЯ!

Для подавления волнений были мобилизованы все воинские силы Уссурийского края. Из Хабаровки вышел сводный стрелковый полубатальон, возглавляемый Михаилом Тихменевым. Он приказал командиру Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска подполковнику Николаю Маркову собрать в станице Буссе на Уссури роту в 150 штыков и затем двинуть ее на Никольское. В середине мая 1868 года, проходя эту станицу, полковник Тихменев увиделся со штабс-капитаном Николаем Пржевальским, будущим известным путешественником, бывшим в 1867–1869 годах в крае, и назначил его начальником своего штаба.

29 мая 1868 года российские войска встретили главный отряд китайцев, идущий от Никольского к Камень-Рыболову, у станка Дубининского, где и произошло главное сражение «манзовской войны». После длительной и вялотекущей перестрелки китайцы были в целом рассеяны. Однако, по общему мнению, ввиду явной нерешительности подполковника Маркова примерно 300 бандитам удалось не только уйти через границу, но и увезти с собой около 10 возов имущества. Конечно, победные реляции были вполне мажорными, но свидетельства участников этих боев говорят несколько о другом ходе событий.

Вот, например, как описывал день 29 мая 1868 года инженер-поручик Зотиков:

«Было около часу, когда началась перестрелка самая бесплодная; солдаты стрелять почти не умеют… Прошел час и другой, а дело все в том же положении. Было 5 часов, когда увидели с горы, что половина разбойничьего обоза потянулась назад и ушла под прикрытием 50 человек… Разумеется, наши гнали. В версте от поста отбили вторую половину обоза (первая так и ушла)… Результатом дня было с нашей стороны — один казак убит и двое ранены. Разбойники потеряли около 50 человек, два знамени с надписью «Смерть русским» и много разного хлама. Убежало их около 300 человек и обоз в 10 возов. Протянув на 6 часов глупую перестрелку, выпустив почти половину всех своих патронов, Марков, конечно, не мог преследовать в темноте…»

ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ

Собственно, уже в июне 1868 года боестолкновения в целом закончились, остатки банд хунхузов были рассеяны по тайге или перешли на китайскую территорию. После этого начались, скажем так, репрессивные войсковые операции. Целью их было не только уничтожить всех, кто считался хунхузом, но и показать, «кто в крае хозяин». Об этом свидетельствует работа Николая Тихменева: «Дальнейшая цель действующих войск состояла в том, чтобы окончательно очистить край от остатков разбойников и привести в полную покорность взволнованное и враждебное манзовское население».

Конечно, был и мотив мести за погибших русских людей и все уничтоженное в крае хунхузами. Всё тот же инженер-поручик Зотиков вспоминал: «Дошли до Никольского. Там картина страшная — все выжжено, трупы не похоронены; сам собственными глазами видел человеческую ногу обгрызенную собаками, а один из крестьян узнал труп своей старухи». Действовали войска так (Николай Тихменев): «Всем отрядам были даны инструкции… беспощадно истреблять встреченных с оружием в руках и сопротивлявшихся манз. Отдельно стоявшие фанзы, а равно и находившиеся в них все припасы, при невозможности воспользоваться последними, должны были быть сожжены».

«Манзовская война» закончилась награждением отличившихся. Михаил Тихменев «за водворение порядка в Южно-Уссурийском крае, нарушенного манзами и китайскими разбойничьими шайками» был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с императорской короной и мечами. Александр Этолин за успешную оборону поста Владивосток получил орден Св. Владимира и именное золотое оружие. Николай Пржевальский был досрочно произведен в капитаны; Николаю Маркову «сражение у Дубининского» принесло чин полковника «за военные отличия». Заметим, что в дальнейшем особых конфликтов между китайцами и русскими в Южно-Уссурийском крае не было.

Иван ЕГОРЧЕВ, член Русского географического общества

Валерия Фадеева

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление