В завершившемся баскетбольном сезоне приморский «Спартак» по традиции был на первых ролях. Клуб не терялся ни на фоне равных, ни против заведомо более сильных соперников – боевой дух и организация превратили приморский коллектив в одну из самых ярких и самобытных команд страны. Наградой за хорошо проведенный сезон стали два комплекта медалей: «бронза» Кубка России и «серебро» Суперлиги.
Одним из главных творцов успеха «красно-белых» стал главный тренер и генеральный менеджер Эдуард Сандлер. В интервью «Приморской газете» он рассказал, как делал первые шаги на тренерском поприще, без каких игроков «Спартаку» придется обойтись в следующем сезоне и почему не собирается отдыхать летом.
– В августе минувшего года вы решили лично возглавить «Спартак-Приморье». Тогда вы объяснили это тем, что иностранные тренеры не доверяют доморощенным игрокам. Действительно ли проблема стояла настолько остро, что пришлось менять вектор развития команды?
– Не думаю, что мое решение поменяло вектор, скорее, наоборот, усилило его направление. Но в целом да, на протяжении всей современной истории клуба наемные тренеры, призванные обеспечить результат, неохотно доверяли молодым воспитанникам и доморощенным игрокам.
– Решив ориентироваться на воспитанников клуба, что вы изменили в первую очередь?
– Кардинально я ничего не менял, у нас хорошая система подготовки. Просто я больше доверял ребятам, терпел их ошибки и не боялся проигрывать, так как знал, что смогу отстоять любой результат команды и взять ответственность на себя.
– Когда вы возглавили «Спартак», тренерского опыта практически не имели. Как готовились к сезону?
– Это профессиональный спорт, и можно нанять на работу профессионалов, у которых достаточно опыта. Плюс в клубе выросли местные тренеры, которые работали с Гундарсом Ветрой и Расселом Бергманом. К моему приходу была подготовлена хорошая база для развития команды, никаких проблем не было. Ключевым стало приглашение тренера-консультанта мирового уровня Ненада Трайковича (сербский специалист, входил в тренерские штабы сборных Югославии, Латвии, Боснии, клубов «Финикс Санз» (НБА, США), «Партизан» (Сербия), «Реал» (Испания) и других. – «ПГ»). Поэтому за баскетбольные нюансы тренерской работы я не переживал абсолютно и очень быстро вникал в процесс. Что касается единения коллектива, психологии, мотивации и умения управлять, то с этим у меня полный порядок, и я сделал эту часть работы хорошо.
– Какой матч в прошедшем сезоне был самым важным с психологической точки зрения? Когда команда поняла, что сможет бороться за титулы?
– Я считаю, это были матчи регулярного чемпионата с «Пармой» и «Университетом-Югрой», которые мы играли через несколько дней после ухода Алексея Голяхова, который был лидером нашего нападения. Ребята поверили в себя после этих игр. Потом был второй этап становления команды – это Кубок страны в марте: мы прошли «Самару» и вышли в «Финал четырех». Нам было сложно противостоять хозяевам турнира – команде «Новосибирск», и мы проиграли им в полуфинале. Это был важный урок, и многие его учли. Команда изменилась за один день: наутро мы взяли «бронзу», обыграв клуб Единой лиги ВТБ «Красные Крылья», и уже полностью осознавали свой потенциал, который смогли реализовать в дальнейшем в плей-офф чемпионата.
– Что дороже для вас лично: «серебро» Суперлиги или кубковая «бронза»? Какой трофей было тяжелее добыть?
– Для меня медали за второе и третье места – это просто показатель работы клуба, некая стабильность, я не отношусь к ним как-то по-особенному. «Золото» – это другое, выиграть что-либо очень сложно, даже чемпионат города, если есть еще хоть кто-то, кто тоже хочет выиграть. Это целая философия – быть первым, и в памяти остаются только победы. А вот что касается эмоций, то «бронза» – всегда позитивней, так как заканчиваешь турнир победой, а «серебро» – это всегда поражение в финале. Я буду помнить не медали, а коллектив, с которым мы прошли хороший путь от начала до конца. Это был очень яркий пример хорошего спортивного коллектива, команды.
– Велика ли разница в уровнях между клубами Суперлиги и представителями единой лиги «ВТБ»?
– В целом велика. Иностранцы создают пропасть между уровнями. Без иностранцев разница небольшая, как пример – наша победа над «Красными Крыльями». «Спартак-Приморье» спокойно мог бы играть в Единой лиге ВТБ, но наше отсутствие – это политика лиги. Мы пока не тратим свои силы на борьбу с ней, ждем перемен, а они грядут.
– Удовлетворенность результатами есть?
– Спустя месяц – да. Долго был осадок после поражения в финале. Но есть трезвая оценка ситуации, и она показывает, что результат этого сезона – феноменальный.
– Какие коррективы будете вносить в команду перед приближением следующего сезона?
– Мы всегда зависели от ряда факторов, таких как уход лидеров. Например, ушли Нестеров и Герасименко, поэтому уже будут коррективы, и на место этих спортсменов придут новые игроки. Это нормально, это часть работы. Плюс будем и дальше привлекать свою молодежь.
– Судя по вашим комментариям, уход даже ведущих игроков вы критичным не считаете. Как будете закрывать «дыры» в составе? Кто еще может покинуть «Спартак» этим летом?
– Нестеров, Герасименко, Артамонов, Попов уйдут. Остальные, уверен, останутся. Поборемся за Попова. С Артамоновым сложнее: он легионер. Закрыть позиции не проблема, я умею находить мотивированных людей.
– Совмещение двух должностей (главный тренер и генеральный менеджер. – «ПГ») не изматывает?
– У меня больше чем две должности, но и это не изматывает. Я давно привык к тому, что все вращается вокруг меня. Есть вокруг люди, которым я могу доверять – хороший офис. Пока был тренером, не замечал, что где-то «протекло».
– Планируете ли отдохнуть летом? Если да, то как?
– Вряд ли. Накопилось много вопросов, для решения которых нужно находиться во Владивостоке. Я отдыхаю дома, выхожу в море на лодке, живу в «Спарте» (детско-юношеский интернат «Спартака-Приморье». – «ПГ»), не чувствую усталости.
– Если представить, что вам поступит предложение тренировать ЦСКА или «Химки», подумаете над ним?
– Подумаю, но оно не поступит. Дело в том, что все прекрасно знают, что я, как бы правильно сказать, «привязан к бренду». Я приморец, спартаковец. Сейчас никто не рискнет мне ничего предложить, только, может, какой-либо приморский новый проект. Да и в целом я не считаю себя тренером и не готов заниматься только этим всю жизнь. Я проектный человек, мне нужен вызов постоянный, и тренерство этого сезона было лишь творческим экспериментом. Что будет дальше, я сам еще не знаю.