Золотой ключик: как воспитательница из Владивостока учит детей запоминать сказки с помощью интеллект-карт

17.06.2019
32

Представительница Центра образования №28 во Владивостоке Мария Косарева в мае была признана воспитателем года Приморского края. На конкурсе она показала свою разработку — интеллект-карты, при помощи которых дети быстрее «усваивают» сюжеты сказок. А еще — развивают воображение и легче находят друзей. «Приморская газета» рассказывает, как Марии удается найти подход к каждому ребенку и зачем она сама ненадолго возвращается в детство. 

В погоне за драйвом 

В профессию воспитателя Марию Косареву привел собственный сын. 12 лет назад, когда ему нужно было идти в детский сад, мама не захотела оставлять его в одиночестве и устроилась помощником воспитателя в детский сад №124. Достаточно быстро ее повысили до воспитателя. Первый день в этой непростой роли Мария помнит до сих пор. 

— Было безумно страшно. Представьте, я, 20-летняя молодая мама, которой и за своим ребенком уследить непросто, устраиваюсь на работу, где нужно держать под контролем целую группу из 20 человек. Как с ними управиться? Чем занять? Вопросов было намного больше, чем ответов. Я очень благодарна за то, что меня взяла под шефство замечательная наставница — Татьяна Петровна Огреба, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. Моя, скажем так, тактика поведения с детьми сформировалась во многом благодаря ей, — вспоминает педагог. 


В детском саду №124 девушка проработала около трех лет, до того момента, пока сын не пошел в первый класс. Потом Мария, решив сменить сферу деятельности, стала методистом в ДВГТУ.  Затем — снова беременность и декрет. И возвращение в профессию.

— После декрета я вновь устроилась в тот детский сад. Но поскольку у меня за плечами  диплом лингвиста-переводчика, то я стала педагогом дополнительного образования. Честно говоря, тогда я не очень понимала, зачем возвращаюсь. Но со временем осознание все-таки пришло: я не могу без детей, без их энергии и драйва, — отмечает воспитательница. — В 2017 году меня пригласили на работу в Центр образования №28 с углубленным изучением иностранных языков.  Тут снова появились сомнения. А вдруг не справлюсь?


Принципы воспитания 
Сегодня, спустя несколько лет работы в Центре образования, Мария с уверенностью говорит, что справилась. Найти подход, уверена воспитательница, можно к любому ребенку. Причем дети, по ее словам, входят в контакт достаточно быстро — на это требуется неделя-полторы. Завоевать расположение юных воспитанников ей помогают три главных качества: позитивное мышление, эрудиция и готовность всегда учиться чему-то новому.

— Я стараюсь воспитывать ребят так же, как и своих детей. С единственным отличием: между воспитателем и ребенком из детского сада все-таки должна быть некая субординация. Я с радостью буду ребенку другом, но не хочу заменять ему маму, — делится Мария Косарева. — При попытке завоевать доверие ребенка главное — чем-то его заинтересовать и дать понять, что ты такой же, как он. Обычно я стараюсь влиться в игровой процесс и самой стать ребенком на какое-то время. Дети от этого в восторге.  

Мария уверяет, что самые любимые ее дети (помимо родных, конечно) — непослушные. Они всегда явно дают понять, что не хотят, например, ложиться в кровать в тихий час или есть манную кашу. Чтобы найти с ними контакт, нужны время и силы.  

— Есть у меня в группе мальчик по имени Миша. Он стопроцентный хулиган: то толкнет кого-нибудь, то мяч на косогор забросит. И как только Миша где-то нашалит, то он с глазами кота из мультфильма «Шрэк» приходит ко мне и начинает повторять: «Мария Константиновна, я вас так люблю! Так люблю!». И как не верить его словам? На самом деле я люблю детей, которые делают что-то не по указаниям. Они кажутся мне такими настоящими, — говорит воспитательница.  

Кстати
Сейчас почти 90 тысяч юных приморцев посещают детские сады. Актуальной очереди в дошкольные образовательные организации для детей от трех до семи лет нет. В большинстве муниципалитетов также решен вопрос с очередностью для детей более раннего возраста. Так, в 2018 году было введено более 170 новых мест в детских садах Приморья: семь групп для детей до трех лет и две для ребят старшего возраста.

Образование. Перезагрузка 
В Центре образования №28 Мария внедрила несколько интересных образовательных практик. Так, она предложила детям вместе составлять интеллект-карты.  Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. С их помощью дети тренируют память и развивают воображение. 

— Таким образом мы запоминаем сюжет сказок. Схема проста: ребята получают готовые картинки с изображением сказочных героев, и после прочтения произведения их задача состоит в том, чтобы выстроить персонажей в правильной последовательности. Так можно с легкостью запомнить и пересказать, например, того же «Колобка». С ребятами постарше мы также учимся запоминать, как выглядят те или иные животные и что они умеют. Эффект от таких занятий не заставляет себя долго ждать. У детей расширяется словарный запас, и они начинают больше общаться между собой, — отмечает педагог. 

Кроме того, в Центре образования ребята тренируются в ментальной математике (проще говоря, счете в уме). В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных счетов.

— Эта математика развивает у ребят логическое мышление. Многие учителя негативно относятся к такому опыту, потому что со 2-3-го класса, когда по школьной программе начинается счет в столбик, ребята путаются, — рассказывает Мария. — Мы стараемся найти некий баланс, чтобы ментальная арифметика стала не преградой, а инструментом.

Пятое место в конкурсе завоевала воспитатель детского сада №163 Владивостока Ольга Помазуновская, четвертое — воспитатель детского сада №109 Владивостока Анна Валеева, третье — воспитатель детского сада №10 села Спасское Эльвира Сарычева, второе — воспитатель Центра развития ребенка — детского сада №37 села Чугуевки Роза Калиберова

Следующий этап
В 2018 году Мария вошла в пятерку финалистов городского конкурса «Воспитатель года». В 2019-м она вновь решила поучаствовать в профессиональном конкурсе, но уже краевого уровня. 17 мая девушка была признана победителем конкурса «Воспитатель года Приморского края». 

— Конкурс шел в течение пяти дней. Мы представляли визитные карточки, рассказывали о своем опыте работы и давали мастер-классы — я учила коллег составлять интеллект-карту. Кроме того, мы проводили родительское собрание, — отмечает Мария Косарева. — Финал конкурса представлял собой защиту общего проекта — для нашей команды это был интерактивный музей. Совместно с другими воспитателями мы проработали его концепцию и определили, что в нем может быть. По нашей задумке, в таком музее должны быть собраны посвященные Приморскому краю экспонаты, созданные детьми, например, поделки или рисунки, связанные с нашим регионом. Мне настолько понравилась эта идея, что я хочу предложить реализовать ее в нашем Центре образования. 

Для Марии конкурс — возможность не только показать свои умения, но и научиться чему-то новому. Воспитательница отмечает, что несколько практик, которые представляли коллеги, она попробует реализовать и на базе Центра образования №28.

 — Мне очень понравилась идея, предложенная Розой Калиберовой, — мастерить поделки с помощью растопленного пластилина и медицинского шприца. Получается очень красиво и необычно. Кроме того, запомнилась идея Анны Валеевой: ее воспитанники используют камни вместо бумаги для рисования. И, что интересно, за четыре года применения такой практики ни один ребенок даже не замахнулся на другого. Камни для них — не оружие, а материал для творчества,  — говорит воспитательница.

Региональный конкурс уже завершился, но впереди — следующий этап. В ноябре Мария Косарева примет участие во всероссийском конкурсе «Воспитатель года». А значит, несмотря на лето, времени на отдых практически нет.

Популярное