Министерство культуры намерено развивать сельский туризм. Ведомство выступило с инициативой давать налоговые льготы тем, кто развивает такого рода бизнес. В Минкультуры рассчитывают, что подобный подход обеспечит дополнительный доход регионам и создание рабочих мест. По мнению участников рынка, одних налоговых льгот для полноценного развития бизнеса будет явно недостаточно. Сначала нужно разобраться с инфраструктурой.
Минкультуры выступило с инициативой предоставления налоговых льгот и льготных кредитов организаторам сельского туризма. О такой возможности заявила заместитель главы ведомства Алла Манилова, выступая с соответствующим докладом на конференции в Липецке.
– Одно из ключевых направлений Года культуры – разработка мер, направленных на развитие культуры села, – отметила руководитель на открытии конференции по вопросам сохранения культуры села и развития сельского туризма.
Сельский туризм – довольно молодой сектор туристской индустрии. Его суть в том, что на отдыхе клиенты могут познакомиться с культурой и обычаями определенной сельской местности и даже принять участие в традиционном сельском труде. Сельский туризм хорошо развит в Италии, Франции, Испании, и, у нас тоже данный вид отдыха, как отметила Алла Манилова, может иметь перспективы развития.
По словам заместителя Минкультуры, в ряде стран операторы сельского туризма могут рассчитывать на льготы. Так, в Австрии это льготы по налогообложению в течение 40 лет. В Польше не облагаются налогом доходы от предоставления туристам до пяти комнат для проживания и питания. Россия могла бы воспользоваться подобным опытом, подчеркнула спикер.
Отметим, в Приморье на сегодняшний день уже реализуются 13 проектов в сфере аграрного и сельскохозяйственного туризма. Например, в селе Архиповка Чугуевского района работает комплекс «Деревенское подворье». К услугам туристов – баня, охота и катания на санях. А в селе Стеклянуха этого же района гостей принимает деревенский дом «В гости к Самбуровым» с голубятней и виноградниками.
В Фокино для туристов действует гончарная мастерская «Жар-птица». Сельский туризм востребован в крае, отмечает художественный руководитель гончарной студии «Жар-птица» Наталья Христенко.
– К агротуризму все чаще обращаются любители семейного отдыха, – подчеркнула Наталья Христенко. – Это родители, которые желают провести время с детьми, приобщить их к традиционным ценностям, показать, как коровы, например, дают молоко, как делается овечий сыр. Людям все чаще хочется отдохнуть от суетливой городской жизни. Поэтому они с удовольствием пробуют молоть муку на жернове, разбираются в устройстве самовара или плуга для пашни.
Организаторам сельского туризма на стадии становления очень помогла бы «отсрочка» от уплаты налогов, уверена Наталья Христенко.
– Субсидии, гранты от государства на развитие деятельности поддержали бы существующих участников рынка и привлекли к нему новых. Также нужны обучающие, ознакомительные программы, – сообщила художественный руководитель.
В то же время Приморью не хватает инфраструктуры: комфортного транспорта для туристических путешествий, хороших дорог и элементарных туалетов, акцентируют эксперты.
– К развитию агротуризма в крае необходимо подходить комплексно, – отмечает исполнительный директор агентства путешествий «Приморский клуб» Ольга Гуревич. – Нужна помощь в организации рекламы, особенно за границей, поэтому без брошюр, буклетов тут не обойтись, требуется поддержка в организации дополнительных услуг на месте.
Напомним, направление сельского или аграрного туризма вошло в проект стратегии инвестиционного развития Приморья. Глава региона Владимир Миклушевский неоднократно подчеркивал, что это немаловажный фактор устойчивого развития сельских территорий края.
– Высококачественные продукты местного производства могут иметь спрос на туристическом рынке. Например, человек приехал, поселился в мини-отеле, а наутро может есть свежие яйца и пить парное молоко. Это не фантазии. Подобные проекты уже реализуются во многих странах мира, – считает Владимир Миклушевский.