Член Общественной палаты Султан Хамзаев предлагает законодательно ограничить использование символов, олицетворяющих героическую победу нашей страны в ВОВ, в рекламных целях. Так, по его мнению, недопустимо использование воинской символики в рекламе алкогольной продукции. Однако, по мнению других экспертов, патриотические образы и символы даже в такой рекламе не позволяют молодежи забывать о героической странице истории страны. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «Известий».
Нередко маркетологи перегибают палку, используя в рекламе алкоголя недопустимые с нравственной точки зрения символы. В результате георгиевские ленточки размещаются на бутылках водки, а портреты героев Великой Отечественной войны на пивных банках. Член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев обратился к президенту страны Владимиру Путину с просьбой рассмотреть вопрос «о необходимости установления законодательного запрета на использование в рекламе алкогольной продукции образов и символов, олицетворяющих героическую победу нашей страны». Он предлагает внести соответствующие дополнения в действующий Федеральный закон «О рекламе», а при необходимости и в иные законодательные акты.
В качестве примера недопустимой с этической точки зрения рекламы Султан Хамзаев в своем обращении приводит факт выпуска ограниченной серии пива с изображением героев Великой Отечественной войны и описанием их подвигов. При этом на лицевой части пивной тары была изображена георгиевская ленточка.
В документе говорится, что прокуратуре Омской области и региональному управлению ФАС удалось убедить производителя прекратить выпуск этой серии пива. Однако привлечь к какой-либо ответственности таких производителей не представляется возможным, поскольку к государственным символам нашей страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Георгиевская ленточка и образы героев Великой Отечественной войны, как и многие другие патриотические символы, не относятся к государственным. Использовать их в рекламе законом не запрещено.
– Я считаю кощунством использовать в рекламе алкогольной продукции образы, которые у нас ассоциируются с Великой Победой, когда любой маркетолог может поместить портреты героев Великой Отечественной войны на пивные банки и назвать это патриотизмом, – возмущается член ОП. – Где в итоге окажутся эти образы героев, всем понятно, – там же, где и все пустые пивные банки и бутылки: в мусорной урне.
«Практика использования подобных историко-культурных категорий в целях продвижения определенного товара носит явно неэтичный характер, оскорбляет память погибших защитников Отечества, дискредитирует саму идею воинской славы, наносит нравственный урон ветеранам и представителям старшего поколения, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, превращает символ гордости за свою Родину в способ получения прибыли», – говорится в сообщении президенту.
– Мы должны подходить к защите патриотических символов с такой же принципиальностью, как к борьбе с пропагандой фашизма, – отмечает Хамзаев. – Тем более, когда речь идет о продукции, которая наносит колоссальный урон здоровью наших сограждан. И всё то, что мы сегодня ассоциируем с георгиевской ленточкой, мы должны тоже регламентировать. К примеру, 9 мая люди часто относятся к этому символу без должного уважения. Я не раз видел, что ветераны с болью наблюдали, как георгиевские ленточки оказывались в урнах. У наших сограждан должно сформироваться понимание того, что можно, а что нельзя, потому что это большая героическая история.
Члены Общественной палаты со своей стороны готовы оказать максимальное содействие в проработке этого вопроса.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов поддержал инициативу и выразил готовность принять участие в разработке разумных ограничительных мер для производителей и рекламщиков. По его словам, во многих других странах такие вопросы не регулируются законодательством.
Депутат считает, что необходимо расширить категорию образов и символов для регулирования, чтобы предусмотреть всевозможные лазейки, которыми пользуются маркетологи, однако очень важно не переусердствовать в этом вопросе.
Поддерживает инициативу Общественной палаты и руководитель приморского отделения «Народный фронт – за Россию» Роман Титков. На его взгляд, стоило давно ввести в действие механизмы, регулирующие такой своеобразный маркетинг.
– Нельзя смешивать героические поступки нашего народа вообще с коммерческой деятельностью в широком смысле, – настаивает Роман Титков. – Это несопоставимые понятия, и соединение их воедино – кощунство.
Впрочем, не все настроены так категорично, по мнению руководителя организации ветеранов боевых действий «Контингент» Сергея Кондратенко, патриотические образы и символы даже в такой рекламе не позволяют молодежи забывать о героической странице истории страны.
– Чем больше патриотической атрибутики в повседневной жизни, тем лучше дети помнят о подвигах дедов, –уверен собеседник. – Самое главное, чтобы эти символы не использовали в рекламе сексуального характера, остальное – вполне допустимо.