Министерство экономического развития подготовило законопроект, обязывающий пункты техосмотра транспорта ежегодно подтверждать свое соответствие полученному аттестату на проведение таких работ. Сейчас же аккредитация действует бессрочно. Данная мера призвана очистить рынок от недобросовестных игроков, которые просто оформляют техосмотр: по экспертной оценке, каждый второй пункт техосмотра выдает диагностические карты «не глядя». Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на «Известия».
Изменения планируется внести в действующий закон о техническом осмотре транспортных средств. В 2012 году право проводить техосмотр (ТО) было предоставлено коммерческим организациям – операторам, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков (РСА). РСА ведет реестр таких операторов и контролирует их деятельность. Сейчас в реестре числится более 3,7 тыс. организаций.
По итогам техосмотра автовладельцу выдается диагностическая карта, которая подтверждает соответствие его автомобиля обязательным требованиям безопасности. В частности, в ходе ТО проверяется эффективность тормозов, исправность внешних световых приборов, укомплектованность огнетушителем и знаком аварийной остановки и проч. Стоимость услуги во Владивостоке колеблется в диапазоне от 700 до 1,5 тыс. рублей. Сотрудники ГИБДД не требуют талонов ТО, как раньше, зато просят от водителей документы по ОСАГО – а без диагностической карты автовладелец не сможет оформить полис ОСАГО (поставщиков этой услуги тоже объединяет РСА). При этом в техосмотре не нуждаются легковые автомобили, срок эксплуатации которых менее 3 лет. Если от 3 лет до 7, то диагностическая карта выдается на 2 года, свыше 7 лет – на год.
Аккредитацию на проведение ТО может получить компания или частный предприниматель, если они соответствуют ряду требований.
В их числе – наличие необходимой производственно-технической базы, включая специальное оборудование, например для диагностики рулевого управления. Также на каждом пункте ТО должно быть не менее одного технического эксперта, обладающего соответствующим образованием, навыками и опытом работы. По оценкам экспертов, полная стоимость необходимого для пункта техосмотра оборудования составляет от 300 тыс. до 1 млн рублей и выше.
Реформа техосмотра была проведена с целью сокращения очередей и снижения коррупции при прохождении ТО – до того сфера находилась под контролем МВД и в стране действовали только государственные пункты техосмотра, на которых состояние автомобиля проверяли инспекторы ГИБДД. Например, по данным «Движения автомобилистов России», в 2006 году более 63% владельцев автомобилей получили талон техосмотра (в ходе реформы заменен на диагностическую карту) неформальным путем, то есть с помощью взяток. В результате реформы число пунктов ТО увеличилось, что привело к сокращению очередей. В то же время в настоящее время на рынке работают такие операторы ТО, которые предлагают за отдельную плату оформить диагностическую карту даже без осмотра автомобиля, так что ситуация улучшилась разве что в смысле очередей.
При этом малая часть аккредитованных операторов ТО во Владивостоке имеют необходимую производственно-техническую базу, считает руководитель регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) в Приморье Владимир Литвинов. По его мнению, необходимо ужесточать требования к работе операторов ТО.
– Если операторы ТО будут закупать необходимое оборудование, это позволит устранить из цепочки недобросовестных игроков рынка, – заявил Владимир Литвинов «Приморской газете». – С введением обязательных стандартов мошенничество станет рискованным и невыгодным делом.