В Минздраве России подготовили проект перечня безрецептурных лекарственных препаратов, разрешенных к продаже в продовольственных торговых сетях. После утверждения проекта правительством эти препараты можно будет купить в обычных супермаркетах. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на «РГ».
Разработка перечня шла с трудом – против решения продавать в магазинах лекарства поначалу выступал и сам Минздрав, и общественные объединения фармацевтов и провизоров. За – торговые сети и некоторые потребительские организации. В то же время Минпром настаивал на включении в перечень всех безрецептурных лекарственных препаратов.
Спорный вопрос решался на самом высоком уровне – подготовить перечень безрецептурных лекарств, разрешенных к продаже в продовольственных магазинах, а также разработать порядок их реализации поручил Минздраву, Минпрому и Минэкономики первый вице-премьер Игорь Шувалов, 21 июля, на заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
В конечном счете, при разработке проекта перечня Минздрав руководствовался двумя критериями: отсутствие особенностей хранения и минимальный риск даже при несоблюдении инструкции к применению этих препаратов.
В перечень вошло всего семь терапевтических групп: антисептики (полоскания, пастилки и аэрозоли) от заболеваний горла, препараты железа, лекарства от насморка на основе морской воды и поваренной соли и от симптомов простуды, активированный уголь, противовирусные и антиаллергические мази и кремы.
– Я думаю, что это правильное решение, – заявил заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ профессор Олег Медведев. – Это просто удобно потребителям. У них длительные сроки годности, они не требуют специальных условий хранения. Главное – чтобы покупатели обращали внимание на срок реализации, а продавцы не пытались расширить список разрешенных к свободной продаже препаратов, как это подчас делают в аптеках, продавая, например, антибиотики без рецепта.
Во владивостокской аптеке «Аларис» заявили, что данный проект может отразиться на доходной части аптечных сетей в целом, более того, начнется гонка за более дешевыми лекарственными препаратами.
– В аптечных сетях может увеличиться консультационная работа, нежели отпускная, – заявила «Приморской газете» фармацевт Ирина Кюзин. – Люди будут гнаться за дешевизной, именно это может повлиять на снижение доходов аптек, ведь неизвестно, какую цену смогут предложить покупателям супермаркеты и магазины. Люди могут приходить за консультацией в аптеку, а совершать покупку будут в супермаркетах.
Маркетолог сети гипермаркетов «ВЛ-Март» Евгения Еремич заявила «Приморской газете», что размещение на своих площадях фармацевтических витрин попросту нецелесообразно и дело вовсе не в конкуренции.
– Как правило, супермаркеты и гипермаркеты сдают в аренду часть своих площадей для размещения аптек. Это делается в первую очередь для удобства покупателей, – заявила Евгения Еремич. – Аптечный пункт, как правило, работает по такому же режиму, что и супермаркет, поэтому, на мой взгляд, приморским торговым сетям нет необходимости конкурировать с аптеками.
В сети супермаркетов «Три кота» и вовсе не заинтересованы в развитии фармацевтического направления. По словам начальника коммерческого отдела Андрея Солониченко, их компания пока не думала над расширением спектра предложений лекарственных препаратов.
– Это не наш бизнес, – заявил «Приморской газете» Андрей Солониченко. – Список позволенных к продаже таблеток очень размыт. В этой связи наша компания пока не думала открывать это направление. Конкуренцию аптекам составить можно, остается открытым вопрос рентабельности и целесообразности.