В рамках реализации государственной программы «Безопасный край», в регионе продолжается установка приборов фотовидеофиксации в местах концентрации ДТП. Сейчас в крае действуют 60 таких комплексов, в том числе три передвижных, в будущем году установят еще около 70. А как начиналось становление Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в этом году отметившей свою 83-ю годовщину, «Приморской газете» рассказала председатель регионального Совета ветеранов ГАИ Галина Колтунова.
От столицы до окраин
Хранитель музея — Галина Колтунова
За транспортом на дорогах СССР до 1936 года приглядывали сотрудники отдела милиции по регулированию уличного движения (ОРУД). Однако число задач, требующих решения, росло: нужно было не только направлять потоки движения, но и бороться с аварийностью, разрабатывать технические нормы эксплуатации транспорта и постановку его на учет, а также учить молодежь на курсах шоферов. Самих регулировщиков тоже не хватало — с середины 30-х годов на автозаводах страны наладили массовое производство транспорта (более 100 тысяч штук в год), из-за чего количество автомобилистов на дорогах резко возросло.
Поэтому правительство и издало «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР», и в Москве появилось новое подразделение правоохранителей. В 1938 году началось строительство отделов по всей стране, в том числе и в Приморском крае.
Фотографии музея хранят память о работе Приморского ГАИ в послевоенные годы
— Первым нормативным документом стала инструкция о работе пикетов автодорожного надзора ГАИ, а именно так назывались первые отделы. К началу 1940-х уже появились единые правила дорожного движения,— уточнила Галина Колтунова. — Первым руководителем ГАИ Приморья с 1 января 1946 года был назначен майор милиции Петр Рунушкин. Он был переведен к нам из ГАИ г. Хабаровска, куда попал по распределению. За восемь лет Петр Платонович не только смог организовать службу инспекторов дорожного движения, но и добиться заметного улучшения обстановки на дорогах края.
Инспекторы на мотоциклах
В начале 1950-х во Владивостоке была образована первая группа дорожного регулирования, состоящая из 12 человек. Ее возглавил и бессменно руководил до 1961 года Иван Ковальчук.
— Группа была очень востребована, ведь первый автоматический светофор появился в приморской столице только в июне 1968 года — на перекрестке Океанского проспекта и улицы Колхозной (Семеновская). Второй был установлен спустя два года на пересечении Океанского проспекта и улицы Ленинской (Светланская). До этого светофоры переключались вручную регулировщиком, — рассказала Галина Колтунова.
Интересно, что в те годы все работники ГАИ, включая начальников, использовали для передвижения только мотоциклы. А автомобили ЗИМ (ГАЗ-12) и «Москвич-403» использовались для контроля за безопасностью движения. Дороги в крае были в ужасном состоянии, и путь от Владивостока до Находки мог занять весь день.
— Вся экипировка автоинспектора в те годы — жезл, свисток, компостер. А вместо радара пользовались секундной стрелкой на часах. А если у инспектора в руках был секундомер, то его показания виновными даже не оспаривались, — улыбается Галина Александровна. — Инспекторы тогда сконструировали самодельные «скоростемеры»: к круглой логарифмической линейке крепились часы. Стрелки синхронизировали с цифрами на шкале, засекать показания стало проще и удобнее, а доказательная база — весомее.
Период оттепели
В 60-е годы были введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР начали действовать единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров. Знаковым актом усиления требований безопасности стало запрещение езды на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.
К началу 70-х годов в Приморье насчитывалось уже 60 инспекторов ГАИ. В основном сержантов. В те годы стать офицером, даже младшим лейтенантом, было сложно. Требования к кандидатам были высокие, да и должностей для них было мало. Это привело к курьезному случаю в 1974 году, о котором любит вспоминать бывший начальник краевой ГИБДД Виктор Волков.
В музее хранится отечественный служебный мотоцикл, на котором инспекторы работали в 70-80-х годах. До сих пор на ходу.
— Для встречи Леонида Брежнева срочно потребовалось 12 капитанов милиции, чтобы составить эскорт на мотоциклах сопровождения. Столько офицеров у нас не было. Пришлось новоявленных капитанов «сделать» из 12 сержантов. Пока шли тренировки, покрасовались они в офицерских погонах на зависть остальным. Потом, после завершения исторической встречи, эскортников «восстановили» в прежних званиях, — отметил Виктор Волков.
В том же 1974 году по дорогам Владивостока ездил «Москвич-412», оборудованный громкоговорящей установкой с двумя рупорами. Им управлял начальник группы учета и анализа ДТП Ипполит Жданов. Он вещал в микрофон двигавшегося со скоростью 40 км/ч автомобиля. Особенно доставалось пешеходам, нарушавшим ПДД. Жданов следовал вдоль тротуара за нерадивым участником дорожного движения и на всю улицу растолковывал ему и окружающим, какой дурной пример тот подает всем, особенно детям. Сгорая от стыда, человек стремился поскорее сбежать от нравоучений.
Примечательно, что в конце 70-х в составе дорожно-патрульной службы впервые появились два вертолета «Ми-2», взятые в аренду у «Аэрофлота».
На этом мотоцикле приморские инспекторы ГАИ работали в 70-80 годы.
— С высоты 150-200 метров отлично просматривался участок автотрассы на пять км вперед и назад. Благодаря «крылатому патрулю» удалось значительно сократить количество грубых нарушений ПДД. Стоило вертолету просто пролететь в воздухе, как водители сбрасывали скорость и перестраивались в один ряд, — рассказала Галина Колтунова. — Крылатая техника использовалась не только над краевой столицей, но и в Спасском, Уссурийском и Октябрьском районах Приморья.
Расцвет и инновации
Начиная с 1907 года регулировщики в качестве жезла использовали белую трость. Затем трость уменьшилась в размере, хотя цвет ее остался белым. С 1922 по 1933 годы жезл инспектора ГАИ был революционного, красного цвета. Затем стал полосатым, черно-белым
С 1997 года в Приморье, как и во всей стране, автошколы перешли на современный порядок сдачи практики вождения в два этапа: площадка (автодром) и город. В этом же году начальник Приморского ГАИ Виктор Волков отметил, что региональной инспекции удалось преодолеть кризис начала перестройки. Уровень работы становится близок к современному.
С 2001 года во Владивостоке действует аппаратно-программный комплекс «Поток», который считывает госномера проходящих автомашин и тут же проверяет их по федеральной базе угонов. Еще одно знаковое событие произошло в 2004-м — внедрение автоматизированной информационной системы ОСАГО.
— За период с 2006 по 2012 год в области дорожного движения на федеральном уровне принято более 160 нормативных правовых актов. Владельцев транспортных средств стали привлекать к ответственности на основании результатов применения средств фотовидеофиксации правонарушений в области дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, — рассказала председатель Совета ветеранов.
Как уточнил начальник Управления ГИБДД УМВД РФ по Приморскому краю Олег Зубакин, сейчас основная задача приморских инспекторов — исполнение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», согласно которой до 2020 года количество погибших в ДТП людей должно быть снижено на 28,82% по сравнению с уровнем 2012 года.
Кроме того, по поручению президента страны разработана Стратегия безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2024 года. Она составляет основу государственной политики по повышению безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования. Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.