Разработчики «Основ молодежной политики» предлагают ужесточить антиалкогольные меры путем запрета на проведение пивных, винных фестивалей и конкурсов, а также на бесплатное распространение спиртного. Эксперты отмечают, что запретительные меры будут малоэффективны в рамках борьбы с алкоголизмом. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «Известий».
Рабочая группа по подготовке «Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» одной из задач по охране здоровья и снижению смертности молодежи считает выведение из тренда употребление алкоголя в нашей стране.
Для этого в проекте предлагается «ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание подростков и молодежи; ограничение проведения мероприятий, провоцирующих потребление алкогольной продукции, в том числе пивных, винных фестивалей и конкурсов; запрет распространения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции среди населения бесплатно».
Согласно терминологии проекта, под категорию «молодежь» подпадают граждане от 14 до 30 лет, в некоторых регионах – до 35 лет. По замыслу авторов концепции, необходимо сформировать у молодого поколения ответственное отношение к своему здоровью и изменить модель поведения на менее рискованную.
Первый заместитель председателя комиссии по поддержке молодежных инициатив Общественной палаты РФ Султан Хамзаев отмечает, что в молодежной среде еще сохраняется тренд на разрушение собственного здоровья, поэтому крайне важно принять дополнительные меры.
– Нас ожидает демографическая яма, у нас каждый молодой парень и девушка – на вес золота. К вопросу здоровья мы должны относиться крайне серьезно. Важно задать тренд на борьбу с алкоголизацией и наркоманизацией, – рассказал он. – Поэтому мы прописали комплекс мер по запретам. Основной из них: запретить молодым людям дегустировать алкоголь на промоакциях. Мы будем поднимать вопрос об увеличении возрастного ограничения продажи алкоголя до 21 года, об увеличении ответственности за продажу спиртного и спаивание подростков, а также об отзыве лицензий у тех, кого уже ловили на продаже алкоголя несовершеннолетним.
По словам Хамзаева, более детально проект стратегии будет доработан 30 сентября – когда рабочая группа, куда входят представители Росмолодежи, Минобрнауки, Минкультуры, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, ректоры вузов и многие другие, соберется в Общественной палате.
Встреча пройдет в расширенном составе – к обсуждению «Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» приглашены представители органов исполнительной власти и политических партий.
Один из членов группы по разработке стратегии – заместитель декана МГУ Алексей Андреев заявил, что предложение о запрете дегустации алкоголя на специальных мероприятиях, возможно, достаточно смелое, однако необходимо вывести из тренда привязанность молодых людей к спиртосодержащим напиткам.
– Это наилучший способ сделать употребление алкоголя немодным. Понятно, что тренды в социальной жизни молодежи, конечно, определяются не запретами, – говорит он. – Молодежь делает всё, чтобы противостоять этим запретам. Наравне с ограничениями, например, должна быть социальная реклама. Однако сейчас такое время, когда ограничительные меры достаточно неплохо работают – введены запретительно-ограничительные меры по курению, по употреблению алкоголя, по продаже его несовершеннолетним. Это всё правильно и своевременно, поэтому нужно комбинировать эти меры и делать так, чтобы сама культура нашей страны была культурой неприятия нездорового образа жизни.
Руководитель регионального отделения «Опоры России» Игорь Савинов отмечает, что запретительные меры будут малоэффективны в борьбе с алкоголизмом, и предлагает стимулировать молодежь в первую очередь к саморазвитию.
– За рубежом проходят масштабные пивные фестивали, и пьяных я там не видел, – заявил он «Приморской газете». – Причины алкоголизма нации лежат в совершенно других сферах жизни: в данном случае только пропаганда здорового образа жизни, оптимизация условий обучения, проживания, трудоустройства, формирование правильной системы ценностей может способствовать снижению алкоголизации. В том числе нужно гарантировать молодежи социальный комфорт и возможность самореализации, поскольку причины алкоголизма заложены в недовольстве собственной жизнью, карьерой, существующим порядком вещей и пр.
В настоящее время в РФ существуют 296 пивоваренных заводов. Абсолютное их большинство принадлежит иностранному капиталу. По словам экспертов, поклонники пива поддерживают не отечественного, а иностранного производителя.