Вступление в силу закона об ограничении продажи пива в ПЭТ-упаковке (полиэтилентерефталат. – «ПГ») может быть отсрочено на год. Соответствующую рекомендацию правительство России направило в Госдуму. Если парламентарии последуют совету, с 1 января 2017 года в России запретят продавать пиво пенное в пластиковых бутылках объемом 1,5 и более литра. Впрочем, новые ограничения вряд ли отразятся на приморской пивной индустрии, уверены региональные производители пива.
Поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» федеральные парламентарии приняли в прошлом году. Нововведения предусматривали поэтапное ограничение розничной продажи алкогольной продукции в полимерной таре. Так, с 1 января следующего года запрещалась розничная продажа алкогольной продукции крепостью более 4 % в пластиковой таре объемом более 1,5 литра, с 1 июля 2016 года – с содержанием спирта более 5 % в полимерной потребительской таре объемом более 1 л. Еще через полгода напитки крепостью более 4 % предлагали в принципе не продавать в ПЭТ-таре.
Депутаты всех фракций, представленных в Госдуме, единогласно поддержали законопроект.
– Использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции снижает ее стоимость и повышает ее доступность, – заявил «Приморской газете» разработчик документа, депутат Госдумы Михаил Тарасенко. – При этом молодежь, как социальная группа с низким уровнем дохода, ориентирована на дешевые товары, в том числе на алкогольную продукцию. Например, на пиво в ПЭТ-бутылках больших объемов.
После утверждения закона Госдумой крупнейшие пивоварни страны направили в адрес главы государства Владимира Путина свои заключения о документе, утверждает Михаил Тарасенко. Производители пенного указали, что после вступления закона в силу пивная индустрия России попросту разорится. Придется закупать новое дорогостоящее оборудование, полностью модернизировать процесс производства и упаковки. Негативные прогнозы стали основанием для смягчения документа.
– Правительство страны рекомендовало депутатам нижней палаты парламента внести поправки в федеральный закон об ограничении продажи пива в ПЭТ-бутылках минимальным объемом 1,5 литра и отсрочить сроки вступления закона, – уточнил автор документа.
Новые поправки в закон, скорее всего, вступят в силу с 2017 года, то есть на год позже, чем планировалось. На прилавках магазинов, вероятно, все же останутся полулитровые, литровые и некоторые 1,5-литровые пластиковые бутылки с пенным (в зависимости от процента крепости. – «ПГ»). Двухлитровые и 2,5-литровые ПЭТ-бутылки с пивом окажутся вне закона.
Впрочем, уже в прошлом году участники Союза пивоваров России (в составе организации 76 пивоваренных компаний страны) отказались от производства пенного в ПЭТ-таре объемом более 2-2,5 литра. Ранее доля пенного в ПЭТ-таре этого объема в рознице составляла 7-10 %.
Ограничения стоит отложить до 2017 года, соглашаются эксперты. Таким образом, у крупных пивоваренных компаний будет запас времени для реализации уже упакованной продукции со складов.
– За последние семь лет рынок пива и так упал на 20 %, а рынок крепкого алкоголя – на 35 %. Никто из производителей не стал жить лучше, чтобы их кардинально ограничивать новыми законами, – заявил «Приморской газете» директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Скоропалительные ограничения могут пагубно отразиться на экономике этого сегмента рынка.
Эксперт подчеркнул, что отказ от пластиковых бутылок увеличит расходы производителей на стеклотару и жестяные банки. Соответственно, в рознице стоимость бутылки пива объемом 0,5 литра может подорожать на 2–3 рубля.
Впрочем, на стеклянную тару частично перешли уже и приморские производители. На Уссурийском пивзаводе запущена новая линейка пенного именно в стеклотаре, уточнили в компании.
– Недавно мы запустили новую линейку пива в стеклянной бутылке. И, скорее всего, мы будем поставлять его не только в торговые точки Приморья, но и в Китай, – заявила «Приморской газете» представитель ООО «Уссурийский пивзавод» Анна Котцева. – В этой таре срок годности слабоалкогольного напитка увеличивается. Например, пиво в кегах хранится две недели, в стеклянных бутылках – год. Это выгодно.