Одно из крупнейших автотранспортных предприятий России родом из Приморского края. Дальневосточное транспортное управление ранее, «Приморавтотранс» ныне, всего на год младше самого южного региона Дальнего Востока: свое 80-летие компания отметила в сентябре 2019 года. За 80 лет она не только стала ведущим грузовым и транспортным перевозчиком края, но и покорила дороги мира. О том, как 80 лет удерживать первенство на рынке перевозок, рассказывает генеральный директор компании Вячеслав Мартыненко.
В настоящее время в составе «Приморавтотранс» действуют восемь автотранспортных подразделений и 21 зависимое ООО, которые обслуживают 127 автобусных маршрутов Приморского края. Среди них — 27 городских, 28 пригородных, 51 межмуниципальный маршрут, пять областных и 16 международных маршрутов. Автобусными сообщениями охвачено 12 городов, 20 городских поселений, 440 населенных пунктов Приморского края.
Ежедневно перевозится до 8 000 пассажиров, в том числе на городских маршрутах — 2 500 человек, 2 600 — на пригородных, 1 300 — на междугородных, 110 — на межобластных, 1 100 — на международных.
Международная сеть охватывает шесть международных автомобильных переходов и конечные пункты 10 городов КНР, таких, как Харбин, Суйфэньхэ, Дуннин, Хуньчунь, Янцзи, Хулинь, Мишань, Цзиси, Жаохэ.
Дороги ведут в Поднебесную
Выход на международный рынок предприятие сделало еще в начале 90-х. Тогда руководство страны поставило задачу найти общий язык с китайскими партнерами.
— Установление отношений с КНР — одна из самых значимых вех в истории компании. Тогда, в начале 90-х, руководство страны найти общий язык с Китаем не смогло, и политическую инициативу в этом вопросе передали на уровень регионов. А нам необходимо было решить эту задачу: 90-е — один из самых тяжелых периодов в истории Дальнего Востока, когда здесь, на Востоке, не хватало продуктов, товаров и так далее. У нас не было тогда цели обогащения, мы хотели связать две страны взаимной необходимостью. Договариваться с китайскими партнерами отправили меня. Переговоры проводились ежемесячно: то на российской территории, то в китайской провинции Хэйлунцзян (в городах Суйфэньхэ, Муданьцзян, Харбин, Мишань, Хулинь, Дуннин). Мы построили автопереходы и дороги, соединяющие две страны. Запустили по ним маршруты. Открыли окно в соседнюю республику, — рассказывает Вячеслав Мартыненко.
Сегодня «Приморавтотранс» осуществляет перевозки в Японию, США, Республику Корея и страны СНГ. Речь идет не только о доставках грузов контейнеровозами. Здесь работают с любым транспортом. Впрочем, директор компании крайне не любит, когда «Приморавтотранс» называют монополистом. «Мы сами работаем и другим не мешаем», — обрывает подобные разговоры Вячеслав Мартыненко. — Наши автомобили первыми выходили только на открытие маршрута. А уже дальше по нему могли идти и другие компании. Только за первые восемь месяцев с момента установления перевозок с Китаем по тому направлению стали ходить более 1 200 автотранспортных единиц, из них всего 150 — от «Приморавтотранса». Мы никому не чинили препятствий, работали на одинаковых условиях. Это одна из главных черт «Приморавтотранса» — не быть монополистом и не мешать другим работать.
Люди важнее прибыли
Впрочем, в сфере перевозок все далеко не безоблачно. Эта отрасль, как и все, относящееся к сфере услуг, сильно зависит от общей экономической ситуации в стране и мире. Еще три года назад «Приморавтортранс» переживал экономический стресс: работа на некоторых направлениях для компании стала убыточной, особенно перевозка пассажиров в сельской местности. Однако мысли закрыть маршруты не было — убытки покрывали за счет других направлений. Более того, даже в непростое время шла модернизация автопарка: предприятие закупало новые автобусы, обеспечивая пассажиров не просто транспортом, а безопасным движением. Как говорит Вячеслав Мартыненко, автотранспортная система является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры.
— В условиях глобализации мировой экономики и международного разделения труда возрастают потоки сырья и готовой продукции в международном сообщении, в том числе транзитом по территории сопредельных государств. В связи с активным участием России в интеграционных процессах с зарубежными странами заметно возрастают объемы международных перевозок грузов внешней торговли транзитом по транспортным системам приграничных регионов, — комментирует важность развития транспортной инфраструктуры и международных перевозок Вячеслав Мартыненко.
Заслуженная награда
Победителей Всероссийской Премии «Экспортер года» по Дальневосточному федеральному округу определила комиссия, в состав которой вошли представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководство Российского экспортного центра, а также эксперты общероссийских общественных организаций и отраслевых ассоциаций.
— Для российской экономики очевидна необходимость развития экспорта, в первую очередь несырьевого, неэнергетического. И российские компании уже делают впечатляющие шаги по освоению иностранных рынков. Весомый вклад в продвижение отечественной продукции за рубеж вносит и Дальневосточный федеральный округ. Именно для поддержки и развития экспортного бизнеса, поддержки лидеров экспортной деятельности и передачи лучшего опыта в сфере международной торговли и была учреждена премия «Экспортер года», — подытожил генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.