Активность некоммерческих организаций в Приморье за последние десять лет выросла в разы. Эксперты связывают бурное развитие социального предпринимательства в первую очередь с желанием улучшить инфраструктуру малой родины, а также стремительным развитием новейших средств связи. Сдерживающим фактором остается вопрос: как бизнесмену определиться с направлением социально-предпринимательской деятельности?
Ответ на него приморцы нашли в «Школе социального предпринимательства» (ШСП), которая работает на территориях присутствия предприятий Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Очередной, третий в этом году, семинар прошел для «школяров» в Хабаровске.
Слушатели Школы получили от преподавателей разносторонние экономические и юридические знания о современном состоянии дел в сфере малого социального предпринимательства. Как рассказала участница семинара Татьяна Хабарова, на учебу она приехала из села Михайловка, где руководит АНО «Сердцем едины». Но при этом на семинаре она почувствовала себя новичком в бизнесе.
— Работа благотворительного фонда разительно отличается от социального предпринимательства. И эту разницу нужно было в первую очередь понять. Потому что сначала для многих «школяров» все, что нам рассказывали, это был темный лес. У нас произошел настоящий переворот сознания, — призналась Татьяна Хабарова. — Из нашего подсознания выходили такие оригинальные бизнес-решения, о которых я до этого и не помышляла. Я решила создать в Михайловке соляную пещеру для оздоровления дошколят и учеников начальных классов. Не поверите, в соседнем Уссурийске их шесть по городу, а во всем Михайловском районе нет ни одной! Даже на коммерческой основе. Сейчас я договариваюсь с руководством муниципалитета о выделении подходящего помещения. Оздоровление начнется сразу по двум направлениям: по коммерческому — для всех родителей и социальному — для малообеспеченных семей. У нас в районе очень много молодых семей, и им нужно помочь в оздоровлении их деток.
Выбрать такой необычный стартап Татьяне помогли программы, разработанные в ШСП. Кстати, занятия в Школе проводятся с 2013 года благодаря совместной работе некоммерческой организации «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК–РЕГИОНАМ» и АНО «Новые технологии развития». Важно отметить, что программы «Школы социального предпринимательства» органично вписываются в законопроект по социальному предпринимательству, рассмотрение которого проходит финальную стадию в Госдуме.
Как подчеркнул заместитель программного директора АНО «Новые технологии развития» Алексей Перепелкин, готовящийся к ратификации документ предусматривает как трудоустройство социально незащищенных граждан, так и обеспечение населения востребованными услугами.
— При этом мы идем даже дальше и помогаем создать возможности для оказания в небольших населенных пунктах таких социальных услуг, которые не предусмотрены государственными регламентами, но очень нужны жителям (и люди готовы за них платить): современные дополнительные образовательные программы в детских садах и школах, помощь пожилым, организация досуга, — отметил Алексей Перепелкин. — Сегодня гораздо более перспективным с точки зрения развития территорий является уже не патерналистский подход, при котором такие предприятия обеспечивают основные потребности граждан в социальной сфере. Нужно давать возможность реализовывать инициативы активным людям, которые способны сами создавать для себя и окружающих комфортные условия жизни, повышая ее качество.
В доказательство сказанного Алексей Перепелкин привел пример работы одного из выпускников «Школы социального предпринимательства»: владелец кафе в шахтерском Шарыпове (Красноярский край), став отцом, убедился, что детям не хватает современных спортивных сооружений. И тогда сам построил для всех детей батутный центр. Спортивное сооружение тут же стало центром семейного отдыха. При этом спортцентр дает работу целому штату сотрудников и приносит прибыль.
В подобных проектах деньги действительно стоят на последнем месте, главное в социальном предпринимательстве — понимание потребностей общества, проблем простых людей и желание решить их. А преподаватели ШСП помогут своим слушателям разработать и реализовать такие проекты.