Премиум-продукт: приморские пчеловоды готовы увеличить объемы поставок

29.08.2019
3

Более 100 производителей меда приняли участие в четвертом фестивале «Анучино — медовое раздолье», который прошел в Приморье 24 августа. Традиционно в конце лета в райцентр Анучинского района съехались не только производители этого сладкого и целебного продукта, но и его почитатели. Продегустировать и сравнить различные сорта меда и его производных, принять участие в различных конкурсах и просто для поднять настроение в этом году собрались более 1500 человек.

Погода, то смеялась, то плакала — августовская пасмурная прохлада то  и дело менялась проливным дождем, что , впрочем, еще больше сплачивало гостей — они не покидали фестивальную поляну, просто собирались под навесами у пчеловодов. Те, в свою очередь бодро расторговывались, а попутно сообщали покупателям,  о полезных свойствах тех или иных сортов приморского меда.
— Я сам мед ем каждый день уже на протяжении 15 лет. По образованию врач и знаю все полезные свойства этого продукта: он повышает энергетический уровень, жизненный тонус и придает сил. Также можно использовать как антибактериальное и успокоительное средство. Предпочитаю липовый, потому что он сладкий и ароматный. Гречичный имеет горчинку, поэтому нравится мне меньше. Зато его охотно разбирают молодые женщины. Дамы постраше предпочитают деморфантовый мед, который пчелы производят из нектара дерева диморфант, семейства аралиевые, — рассказал пасечник из Лазовского района Дмитрий Кузнецов

Кстати
По решению правительства РФ, в 2020 году в стране будет создано 35 лабораторий, аккредитованных на международном уровне. В Приморье такое учреждение может быть создано на базе Россельхознадзора в Уссурийске.

О пользе меда в этот день говорили на самых разных уровнях. Торжественно — на самом высоком —  губернатор края Олег Кожемяко, который обратился  с приветственным словом  к работкам отрасли. Приветствуя  участников и гостей уникального в России «сладкого» фестиваля, глава региона подчеркнул, что пчеловодство в крае имеет давнюю историю.
— Первые домашние пчелы были доставлены  в Приморье переселенцами в 1890 году. Именно так началась история одного из крупнейших центров пчеловодства в окрестностях сел Ивановка и Никольское. Пасечное дело передается из поколения в поколение, а это занятие для тех, кто любит и уважает сельский труд, — отметил он.
Губернатор  также напомнил собравшимся, что за последние годы потребность в меде сильно возросла, поэтому одна из главных задач, стоящих перед приморцами, — возродить славные медовые традиции и вернуть региону звание «медовой житницы России».

— Эта работа уже идет: мы расширяем зону покоя липы, потому что это гарантия того, что приморцы будут заниматься пчеловодством долгие годы. Ведутся работы по созданию лабораторий, центров сертификации меда. Это поможет быстрее выводить наш мед на экспорт в страны АТР, — уточнил Олег Кожемяко, пожелав пчеловодам края успехов, удачи и хороших медосборов.

Официальная часть завершилась награждением лучших в отрасли, после чего глава региона и другие официальные лица посетили ярмарку, чтобы пообщаться с пчеловодами и продегустировать их продукцию. Пасечники щедро делились дарами природы и охотно поддерживали беседу, из их уст неоднократно слышалось, что производство меда — это не работа, а образ жизни. Конечно, не просто кочевать, перевозя ульи с места на место: чтобы получить таежный мед, иногда приходится отгонять от ульев непрошенных гостей: как людей, так и медведей, но после того как мед откачан и разлит, испытываешь глубокое удовлетворение от проделанной работы, признались пчеловоды.


Легко потерять, но трудно вернуть
Полную картину состояния пчеловодства в Приморском крае обрисовал брифинге директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Андрей Бронц. По словам эксперта и знатока отрасли основной медонос в Приморье липа.
— Благодаря кочевым пасекам есть возможность собирать монофлерный, то есть однотипный мед, — пояснил Андрей Бронц, — В том числе эндемики (с лекарственных растений) и деморфант. В этом году мы рассчитываем на производство более чем шести тысяч тонн медовой продукции. Такой объем позволит составить конкуренцию даже башкирскому меду, — подчеркнул Андрей Бронц.

При этом директор департамента напомнил, что в советское время основная часть приморского меда шла на экспорт. Однако в 90-е годы плановая система сбора, производства и поставки сладкого продукта была уничтожена, а уникальные пчеловодческие совхозы, которые ранее обеспечивались всеми необходимыми материалами и продукцией, не смогли выжить в период перехода на рыночную экономику. На мед перестали поступать огромные госзаказы, десятки тонн продукта, приносившего стране свободно конвертируемую валюту, вдруг стали не нужны. Япония лишилась поставок приморского меда, и освободившуюся нишу тут же занял Китай.
— На сегодняшний день наша задача — вновь объединить пчеловодов в кооперативы. Дело в том, что японские бизнесмены проявляют интерес к качественному приморскому меду. Но их интересует продукция только премиум-класса, причем в крупных партиях, которые состоят из фасованного и качественного упакованного продукта — акцентировал руководитель сельхоздепартамента. — Как говорят сами японцы, дешевый мед везде представлен широко, поэтому нужен именно качественный продукт, отвечающий всем международным стандартам, на него и цена будет другая. Но, исходя из того, что у нас сейчас пчеловоды разрознены, быстро произвести требуемое не получится.

Андрей Бронц также отметил, что кроме Японии, интерес к нашему продукту проявляют Гонконг, Тайвань и Филиппины. В 2015 году Китай сделал крупную закупку меда — почти в две тысячи тонн, после чего правительство страны и китайские производители-экспортеры пришли к выводу, что из-за Приморья они могут потерять рынки сбыта. Неслучайно уже в 2016 году разразилось несколько международных скандалов, когда к основным партиям меда, поступающим в Китай из Приморья, были применены ограничительные меры из-за обнаруженных антибиотиков и остаточных противоклещевых препаратов. Некоторые аналитики склоняются к тому, что эта ситация напоминает «антидопинговые» скандалы. И тем не менее, по мнению главы сельхоз департамента, для того, чтобы подобные скандалы не повторялись в будущем, необходимо провести разъяснительную работу с пчеловодам
— Важно, чтобы они понимали, какие препараты можно применять при лечении пчел, а из-за каких мед будет признан иностранцами негодным. Чтобы отбракованный мед не попал на внутренний рынок, нужны районные ассоциации пасечников, которые будут отвечать за качество продукта. Только проверенный продукт сможет получить региональный бренд, подтверждающий это самое качество, — подчеркнул Андрей Бронц.

Также  специалист отметил, что на малых пасеках мед часто не проходит сертификацию из-за обсемененности бактериями. Причина: грязные руки и грязный инвентарь. Уже не один приморский пасечник прошел через это. Беда в том, что в крае не осталось учебных заведений, в которых готовят хотя бы «младший персонал» для занятия пчеловодством. Даже в колледже Кировского района, где есть подобное отделение, не могут набрать группу студентов для обучения.
— Почему-то все считают, что для производства меда не требуется никаких знаний: купил себе пять уликов, развел их, и за четыре года у тебя уже пасека на 100 ульев. На самом деле это не так, — рассказал руководитель сельхоздепартамента.  


Засучив рукава
Поставленная губернатором Приморья задача: повысить добычу меда к 2025 году до 15 тысяч тонн в год, то есть более, чем в два раза, пчеловодам не кажется такой уж сложной. Только у таежных сортов потенциал составляет 35 тысяч тонн. А есть хозяйства, которые специализируются только на цветочном. Одно из них — совместное российско-китайское предприятие «Азия-союз». Расположено оно в Анучино. Как рассказал соучредитель СП господин Ина (Игорь) Вон, у него на родине охотно раскупают именно цветочный сорт, поэтому они занимаются производством только такого меда. В прошлом году произвели 60 тонн, и почти все они было проданы. В России торговля почти не ведется, тем не менее часть тары для расфасовки меда оформляется только на русском языке.     
У российских производителей меда ситуация с точностью до наоборот: из собранных шести тысяч тонн, импортируется порядка двух тысяч, 3,5 тысячи раскупают приморцы и соседние регионы. Остальное пасечники забирают для внутреннего употребления и поддержания жизни пчелосемей зимой. С 2015 года в регионе отмечается стабильный рост добычи меда. Это, по мнению директора Департамента сельского хозяйства, должно подтолкнуть приморцев к повышению культуры питания. Сахар, как вредный продукт, необходимо заменить на полезный мед в детских учреждениях, да и дома тоже лучше питаться экологически чистыми дарами природы.

— В Приморье на производстве меда занято около 7,5 тысячи человек, которые содержат до 77 тысяч ульев. В среднем один пчеловод держит 10-15 уликов. Но есть и три крупных пасечника, у которых порядка 1000 ульев, — уточнил Андрей Бронц. — Объединившись в районные ассоциации пасечники получили тот общественный орган, который помогает им решать как организационные, так и политические вопросы. Ассоциации — это мощный лоббистский орган, который помог запретить вырубки липы. Тогда с цифрами в руках удалось доказать, что вырубка липы дает лишь разовый доход. А каждое дерево позволяет собирать с него нектар на протяжении 100 лет. А это уже ежегодный доход. Это деньги, которые будут здесь, в крае, оборачиваться и приносить пользу сельскому населению.

Вопрос экологичности производства некоторые пасечники уже взяли под свой контроль. Они высаживают культурные цветоносы. Затем, возможно, перейдут и на лечебные травы. После опыления таких растений их можно собрать для последующей сдачи в аптеки. Первыми ласточками лечебных посевов стали несколько получателей дальневосточного гектара. Правда, на такой, казалось бы, большой территории найдется работа не более чем для 10 пчелосемей. Собрать и сдать травы будет намного выгоднее производства меда. Хотя, как отметил, Андрей Бронц, уже сейчас в Приморье трудятся 2% фермеров, которые, кроме пчеловодства, занимаются растениеводством или разведением животных. 

По решению  правительства РФ, в 2020 году в стране будет создано 35 лабораторий, аккредитованных на международном уровне. В Приморье такое учреждение может быть создано на базе Россельхознадзора в Уссурийске.

Популярное