Небоскребы, коммерческая недвижимость и 500 тысяч кв. м жилья: пять вопросов о строительной индустрии Приморья

09.08.2019
5

В Приморье в отличие от других регионов страны отмечается рост строительства, говорят эксперты отрасли. Ежегодно сдается 500 тысяч квадратных метров жилья, благодаря чему решается проблема обманутых дольщиков, получают квартиры дети-сироты и переселенцы из аварийного жилья. А благодаря строительству коммерческой недвижимости в крае уже в 2020 году откроются два новых завода: в Большом Камне и в ТОР «Надеждинская». Какие еще изменения происходят в строительной отрасли региона, «Приморской газете» помог разобраться заместитель директора СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко.

Вопрос № 1. С 1 июля 2019 года для строительства многоквартирного дома с участием долевого капитала застройщику необходимо завести в банке эскроу-счет. Кто-то в Приморье уже работает по этой схеме?
Нет. Большинство строительных компаний, занимающихся возведением многоквартирных домов, теперь ведут работы за свой счет. Найти 300-500 млн рублей на возведение небольшого дома оказалось проще, чем связываться с эскроу. А вот новоселам теперь придется покупать жилье по стопроцентной стоимости. Раньше дольщики имели возможность приобрести квартиру за полцены на начальном этапе строительства.

Справка
Термин «эскроу-счет» имеет английское происхождение. Еscrow account — это особый счет, на котором хранятся деньги дольщиков, которые будут переданы застройщику только после завершения строительства дома. Таким образом, накопления никуда не пропадут, а в случае долгостроя объект будет передан другому застройщику.

Вопрос № 2. Долгое время во Владивостоке не строили дома выше пяти этажей. Сейсмологи и сейчас выступают против строительства высотных зданий. Тем не менее два небоскреба в дальневосточной столице возвели. Это не опасно?
Владивосток по одним строительным картам входит в шестибалльную зону сейсмичности, по другим — семибалльную. И если в шестой еще все нормально, то в седьмой нужно строить сейсмически устойчивое жилье, а это дороже на 20%. Технологии позволяют строить высотные дома даже в очень сейсмически опасных районах, как, например, в Японии. Каркасные бетонные дома — это очень надежные постройки. Они способны выдержать серьезные землетрясения. Несущая конструкция таких зданий не жесткая, а подвижная — она принимает на себя удар, прогибается и возвращается в первоначальное положение. Поэтому такое строительство очень популярно.
Что же касается увеличения этажности домов, то это принцип развития всех крупных городов — максимально расти вверх. При этом размещая дома как можно компактнее, когда до соседа буквально рукой подать. Идеальный город ХХI века — это если от административного центра населенного пункта до его окраины радиус составит всего пять километров. А внутри этого круга нет личных авто, ходит только общественный транспорт. Примером такого градостроительства стал Нью-Йорк. Там долго экспериментировали, построили даже два вида метро: подземное и надземное, но автомобили все равно блокировали весь город. Разделив город на несколько боро (районов), мэрия решила эту проблему. Теперь в самом густонаселенном боро — Бруклине — самое маленькое количество машин на душу населения. Он плотно застроен и обеспечен всей необходимой инфраструктурой. Там человек за 20 минут может дойти как до работы, так и до садика или школы, поэтому ему автомобиль стал не нужен.


Вопрос № 3. Почему строители не считают возведение жилых домов главным направлением в своей работе?
На возведение 500 тысяч квадратных метров жилья потребуется примерно 20 млрд рублей. По госконтрактам в год возводится строений на 60 млрд рублей. Столько же тратится на коммерческую застройку.

Получается, суммарно в крае строители осваивают 100-200 млрд рублей. Из них жилье занимает лишь 10-20%.

Кроме того, гораздо важнее построить промышленные предприятия, чтобы приморцам было где работать, а также возвести объекты энергетики. Тогда можно и к жилью переходить.

Кстати
В Приморье работает программа «Доступная ипотека», благодаря которой льготные ипотечные займы получили уже 172 семьи на общую сумму 327,7 миллиона рублей. При покупке квартиры в строящемся доме минимальная ставка составит 6,45%, готового жилья – 6,8%. Всего на доступную ипотеку подано 334 заявки.
Семьи с двумя и более детьми, появившимися на свет с 1 января 2018 года, могут получить заем на приобретение жилплощади по льготной ставке под 6% годовых. Кредит можно взять и под 5%, если второй или последующий ребенок родился в период с 1 января 2019 года.

Вопрос № 4. На дворе ХХI век, почему новые материалы редко применяются в строительстве, уступая бетону и кирпичу?
Стена любого здания представляет собой три слоя, и у каждого из них своя функция. Наружный — облицовочный, он создает красоту здания. Внутренний слой —  отделочный, позволяющий создать нужный интерьер. И между ними располагается теплозвукоизоляция. Кроме того, часть стен в любом здании — несущие, то есть удерживают на себе все здание. Чтобы решить каждую из задач, используются различные материалы. В советское время все три задачи возлагались на кирпич, но в начале 2000-х вышел новый строительный СНиП, который ужесточил уровень теплопотерь. Строить из кирпича стало невыгодно — внешние стены пришлось бы делать толщиной в полтора метра. Строители перешли на возведение трехслойных стен. Кстати, в СССР бетонные плиты для домов делали по такому же принципу. Наружный слой был из мелкоформатной керамической плитки, закрепленной на бетоне, средний — керамзит для сохранения тепла, а для внутреннего слоя снова использовался бетон. Что касается кирпича, он до сих пор остается лучшим материалом для облицовки. Для внутренней отделки используют полиуретан или базальт. А современные комбинированные материалы не так хороши, как их пытаются разрекламировать.

Вопрос № 5. Один из участников СРО «Альянс строителей Приморья»  — ООО «Приморская строительная компания» — занимается строительством автомобильных дорог. Наверное, его сотрудники знают, почему в Приморье не делают такие автотрассы, чтобы «раз и навсегда»?
Это очень дорого. Построить садик или школу намного дешевле, чем дорогу к ним. Можно было бы строить дороги не с бетонным основанием, у которого прочность 200-400 кг, а с каменным, у которого показатель 800-900. Но стоимость такой дороги не выдержит ни один бюджет — один километр стоит под 100 млн рублей! Окупить их непросто. Тем не менее в 2019 году в Приморье запланировано отремонтировать 114 километров автомобильных дорог, закончить строительство трех мостов, еще три начать строить. Только во Владивостоке по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» капитально отремонтируют 15 улиц, заасфальтируют более 200 тысяч квадратных метров дорог, 45 тысяч квадратных метров тротуаров, установят более 50 тысяч метров тротуарных и дорожных бордюров, а также построят пешеходный переход на улице Олега Кошевого.

Популярное