Если независимая экспертиза пострадавшего в ДТП автомобиля, окажется недостоверной, Минтранс запретит эксперту-технику осуществлять дальнейшую деятельность. По оценке экспертов, изменения «очистят» рынок от некомпетентных и недобросовестных оценщиков. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «Известий».
Министерство транспорта подготовило проект приказа с новыми правилами аттестации экспертов-техников, которые оценивают ущерб от ДТП при осуществлении выплат по ОСАГО. Документом предлагается отстранять экспертов от деятельности за предоставление недостоверных результатов экспертизы. На практике эксперты-техники нередко корректируют оценку ущерба в пользу клиента – автовладельца или страховой компании.
Сейчас независимую экспертизу пострадавшего в ДТП автомобиля проводит, как правило, эксперт-техник, привлеченный страховой компанией, причем по закону эксперт не может быть сотрудником страховой фирмы. Если автовладелец не согласен с его оценкой, то вправе обратиться к другому специалисту.
Нередко на практике разные эксперты-техники, каждый преследуя интересы своего клиента, дают разные оценки, отличающиеся в разы, считает руководитель Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов.
– Страховщики нанимают своих «прикормленных» оценщиков, которые специально занижают стоимость ущерба, – уверен собеседник. – Когда автомобилист обращается к независимым экспертам, сумма ущерба оказывается куда больше. В результате – большое число судебных разбирательств между страховщиками и автовладельцами.
Разработанный Минтрансом проект приказа меняет подход к профессиональной аттестации экспертов-техников. В настоящее время аттестацию проводит Межведомственная аттестационная комиссия, в состав которой входят представители Минтранса, МВД, Минюста и др. На основании решения комиссии формируется госреестр экспертов-техников – их сейчас порядка 1,8 тыс.
Проект приказа предусматривает проведение аттестации не только по формальным признакам, как сейчас, когда проверяется наличие необходимых документов (об образовании, о профессиональной подготовке и пр.). Предлагается проверять также и уровень квалификации специалистов, проводя оценку подготовленных ими проектов экспертных заключений – их предполагается подавать в комплекте с другими документами.
Более того, проектом предусмотрена возможность исключения из реестра оценщиков – если станет известно, что эксперт-техник дает недостоверную оценку. Ранее правила не содержали оснований для исключения эксперта из госреестра. Приказ теперь даже в названии содержит указание на новый тренд в ОСАГО: «Об утверждении требований к экспертам-техникам, в том числе требований к их профессиональной аттестации, а также оснований аннулирования профессиональной аттестации». Для признания оценки недостоверной достаточно, чтобы таковой ее признал суд по итогам рассмотрения разбирательства между страховщиком и автовладельцем. Правда, прежде чем исключить эксперта-техника из госреестра, аттестационная комиссия должна будет запросить у него письменные объяснения. Планируется также ввести переаттестацию экспертов – раз в 5 лет.
– Документ направлен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного имуществу, – отметили в Минтрансе.
Гендиректор «Компетент-Сюрвейер» – компании, которая занимается оценкой ущерба во Владивостоке, Сергей Пащенко в целом поддерживает политику по ужесточению контроля за деятельностью экспертов-техников.
– Предлагаемые изменения очистят рынок от некомпетентных и недобросовестных оценщиков, – подчеркнул господин Пащенко. – Многие участники рынка не справляются со своими обязанностями, халатно к ним относятся или же совершают частые ошибки, в том числе умышленно.
Руководитель группы расчета ущерба по автострахованию ОАО «СОГАЗ» Евгений Скрипкин считает, что предлагаемые изменения должны повысить уровень подготовки экспертов-техников и отсеять неработающих и потерявших квалификацию. Но изменения, по его мнению, не окажут сильного влияния на оценку ущерба.
– На оценку ущерба главным образом влияют методики, используемые при расчете величины ущерба, и источники цен, применяемые при расчете ущерба, – говорит Скрипкин. – Именно вариативность количества действующих методик сейчас в первую очередь влияет на разброс в оценке стоимости одного и того же события.