В Госдуму поступил законопроект, который предполагает условно-досрочное освобождение водителей от такого наказания, как лишение прав. Для этого водителю надо будет доказать судье, что он раскаялся. Эксперты отмечают, что предложенная мера трудноосуществима, поскольку объективные доказательства раскаяния смогут представить далеко не все автомобилисты. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на «РГ».
В Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству поступил законопроект, предусматривающий условно-досрочное освобождение (УДО) от административного наказания в виде лишения водительских прав. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предложенные сенатором Владимиром Федоровым, предусматривают возврат прав по истечении половины срока назначенного наказания.
В документе отмечается, что вернуть права можно будет при условии, что в период отбывания срока нарушитель возместил вред (полностью или частично), причиненный его противоправными действиями, раскаялся в совершенном деянии и не совершал другие правонарушения. Ходатайство может содержать иные сведения об исправлении этого лица. Подать такое ходатайство в суд может и сам нарушитель, и его полномочный представитель.
Есть и одно временное условие, в противном случае законопроект не прошел бы дальше профильного комитета. На УДО не могут рассчитывать водители, лишенные прав за управление в нетрезвом состоянии или отказ от прохождения медосвидетельствования. С 1 июля вступят в силу поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы, которые предусматривают уже уголовную ответственность за повторное управление машиной в неадекватном состоянии. Поэтому до вступления в силу этих поправок принимать решения о послаблении ответственности – неправильно.
Таким образом, условно-досрочное освобождение коснется водителей, лишенных прав за выезд на встречную полосу (вторично). За движение в противоположном направлении по улице с односторонним движением (вторично), за проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора, за управление незарегистрированным автомобилем (вторично), за сокрытие регистрационных знаков или управление с подложными номерами, установку и использование спецсигналов, превышение скорости более чем на 60 км/ч, повторный проезд на красный свет, нарушение правил перевозки крупногабаритных и опасных грузов, непредоставление преимущества транспорту со спецсигналами.
Впрочем, эксперты сомневаются, что мера будет работать. Нет уполномоченного, который мог бы доподлинно выяснить, что нарушитель вёл правильный образ жизни, не садился за руль и исполнял все предписания.
– Фактически водитель не может подтвердить, что он раскаялся, – заявил «Приморской газете» руководитель региональной Ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов. – Для этого нужно смотреть статистику правонарушений по конкретному человеку, сколько раз и что он нарушил за весь период владения водительским удостоверением. Однако административного ресурса для этого не существует, никто не будет этим заниматься. При этом лишенцы-рецидивисты часто идут на различные уловки, меняют фамилию, катаются без прав, а потом утверждают, что за рулём был сын, жена, друг – кто угодно. Поэтому я не стал бы поощрять такой законопроект. Нарушители должны отвечать по всей строгости законодательства. Возможно, тогда ДТП станет меньше.