Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Дмитрий Савельев внес на рассмотрение Думы законопроект, увеличивающий срок, в течение которого граждане могут обратиться в суд в случае их незаконного увольнения с работы. Парламентарий предлагает предоставить работникам на это не один месяц, как сейчас, а три, сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт ЛДПР.
Законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс и призван уравнять работников и работодателей в правах при обращении в суд друг на друга. Дело в том, что сейчас по закону (ст. 392 ТК) гражданам в случае их неправомерного увольнения для подачи иска дан всего один месяц – со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В то же время у работодателя есть право обращаться в суд по спорам о возмещении причиненного работником ущерба в течение одного года со дня обнаружения такого факта. Депутат Дмитрий Савельев считает, что такой дисбаланс несправедлив: работнику предоставлен более короткий срок для возможности обращения в суд, чем работодателю. Поэтому предлагается установить одинаковый срок – три месяца – для обращения в суд по спорам, связанным с нарушением прав работника, и возмещения ущерба, причиненного работодателю.
– Так будет справедливо, – уверен Дмитрий Савельев. – К сожалению, в нашей стране все еще существует дефицит справедливости в отношении работников. Это и серые зарплаты, и принуждение увольняться по собственному желанию, и неоплаченные сверхурочные часы. В сложившейся ситуации законодательство должно быть преимущественно на стороне работника – и уж точно не подыгрывать работодателю.
Напомним, гражданин может обратиться в суд с заявлением о восстановлении его на работе в том случае, если отсутствуют перечисленные законом основания для увольнения либо нарушен установленный порядок. Грубым нарушением трудового законодательства, например, является увольнение беременных женщин (за исключением случаев ликвидации организации), а также сотрудников, находящихся в декретном отпуске или на больничном.
Как говорит адвокат коллегии «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев, число удовлетворенных судами исков о восстановлении на работе свидетельствует о том, что работодатели зачастую не соблюдают требования российского законодательства о труде, а в отдельных случаях просто его игнорируют.
– Увеличение сроков исковой давности по делам о восстановлении на работе даст возможность уволенным работникам более тщательно подготовиться к судебным слушаниям, привлечь при необходимости квалифицированных юристов, включая и адвокатов, которые могли бы оказать надлежащую юридическую помощь, – говорит Шугаев. При этом он напомнил, что по закону адвокаты обязаны оказывать гражданам правовую помощь по трудовым спорам бесплатно.
С московским коллегой полностью солидарны приморские юристы.
– Прав автор законопроекта в том, чтобы увеличить срок обжалования решений работодателя до 3 месяцев, т.к. времена изменились, – обращает внимание член Приморского отделения Ассоциации юристов России Олег Баглай. – В советское время они все-таки по различным причинам соблюдали закон, да и как-то было принято следовать его букве! В настоящее время работодатели просто игнорируют Конституцию, трудовое законодательство и интересы людей, у них работающих. Они имеют возможности нанять или иметь штатного юриста, имеющего взаимные финансовые интересы с судьями или их посредниками. И при тех критических высказываниях в адрес судов при нынешнем их состоянии, у работодателя нет проблем с тем, чтобы «отделаться» от требовательного (добросовестного и исполнительного) или ненужного работника, который-то и подать иск в суд не в состоянии в связи с материальным положением. Действует принцип «Так решил хозяин!».
По словам правоведа, работник даже в течение месяца порой не может взять в толк, «за что и почему его просто взяли и уволили, ведь он ничего не нарушал». Уже после месяца, оказавшись еще в более трудном положении, незаконно уволенный работник начинает предпринимать действия по восстановлению на работе, находит человечного юриста, а тот говорит, что срок обжалования решения работодателя пропущен.
– Поэтому считаю, что увеличение срока обжалования до 3 месяцев правилен и принять его законодательно надо было намного раньше. Все-таки это будет реальное правовое воздействие на работодателя, – подчеркивает Олег Баглай.
Михаил Войтович