С 1 октября 2014 года сотрудники будут обязаны возмещать своей компании убытки и упущенную выгоду, если окажутся виноватыми в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну (секреты производства) и ставшей им известной в связи с исполнением трудовых обязанностей. Однако, как отмечают эксперты, пока непонятно, как будет рассчитана упущенная выгода. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «РГ».
Поправки, ужесточающие ответственность за разглашение информации, затронули Гражданский кодекс и Закон «О коммерческой тайне» в части ее охраны в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.
Как поясняют эксперты, сегодня практически в каждой организации есть сведения, которые хотелось бы уберечь от ушей конкурентов. Это может быть информация о деятельности фирмы или выпускаемых ею товарах. Одним из способов обезопасить такую информацию является установление режима коммерческой тайны.
Распространение ценных сведений отныне может привести граждан к значительным негативным последствиям, вплоть до разорения и банкротства, которое может произойти, если все имущество провинившегося работника будет продано с торгов за долги перед компанией.
Дело в том, что меняется формулировка сферы действия закона о коммерческой тайне. Информация, составляющая секрет производства (ноу-хау), заменяется на более широкое понятие – «информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам».
Заметим, что к ноу-хау относятся сведения любого характера, в том числе производственные, технические, экономические, организационные, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность и к которым у третьих лиц нет свободного доступа.
Впрочем, данная норма не будет применяться, если работодатель не «включит» специальный режим коммерческой тайны или утечка произойдет по его вине, действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы.
И еще одна новация. До сих пор упущенная выгода взысканию не подлежала. Кроме того, материальный ущерб с работника нельзя было получить, если он обнародовал тайну после своего увольнения. Теперь исключений нет.
Это правило будет действовать также и в отношении руководителей компаний. Также в договоры с подрядчиками или возмездного оказания услуг могут быть включены обязательства об обеспечении конфиденциальности о новых технологических решениях, знаниях или сведениях, на которые установлен гриф коммерческой тайны.
Пока, правда, непонятно, как будут рассчитывать упущенную выгоду и определять ее объективность. По мнению председателя приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игоря Савинова, доказать виновность или невиновность сотрудника в суде будет затруднительно.
– Нет механизма, с помощью которого можно будет привлечь сотрудника к ответственности, – заявил председатель «Опоры». – Достаточно сложно будет доказать, что сотрудник своими действиями нанес вред компании или отстоять невиновность «расхитителя» коммерческой тайны. Кроме того, непонятно, каким образом будет рассчитана выгода, которую получил обвиненный сотрудник от разглашения секретов фирмы.