Банки ухитрились обойти запрет на смс-спам

30.09.2014
20

Навязчивым смс-сообщениям с рекламой товаров, услуг, акций и скидок, которыми рекламодатели забрасывают владельцев мобильных телефонов, пришел конец. С 21 октября, благодаря изменениям в Законе «О связи», такая рассылка возможна только по предварительному согласию с абонентом. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «РГ».

С запретом на смс-спам поток рекламных смс от банков (иногда в два часа ночи), в которых предлагают взять кредит «за час, достаточно предъявить только паспорт» не прекратился. Навязчивая банковская реклама, если она не содержит заведомо ложную информацию, в большинстве случаев по-прежнему признается законной. Дело в том, что получатели подобных смс-уведомлений, сами того не подозревая, дают согласие на информационное обслуживание о банковских продуктах, подписывая кредитные или любые другие договоры с банками. А в этих документах мелким шрифтом среди прочих пунктов значится и такая услуга.

По словам вице-президента Ассоциации региональных банков России Олега Иванова, рассылка данных о так называемых предодобренных кредитах осуществляется только в адрес своих клиентов (нынешних или бывших), которые собственноручно подписались на информирование о банковских услугах при заполнении договоров. А поскольку договоры банковского счета - бессрочные, то гражданин может о них и забыть. Но не банк.

«Под раздачу» такой информации могут попасть и владельцы зарплатных карт.

Их на крупных предприятиях зачастую «оптом» оформляют сотрудники бухгалтерий. И вполне возможно, что в договоры проникают разрешения уведомлять клиентов о банковских услугах. Так что основной совет, который дают читателям эксперты - читайте договоры внимательнее и, подписывая их, исключайте ненужные пункты.

Если такая рассылка отнимает у вас время, деньги и желание пользоваться мобильным телефоном, то избавиться от нее можно несколькими способами. Первый - обратиться прямо в банк с письменной претензией и потребовать аннулировать в договоре вашу «подписку» на смс-уведомления. Но этот способ годен только в случае, если вы имеете договор с банком или твердо уверены, что никогда не оформляли с данным банком никаких отношений, не оставляли свои номера телефонов и не давали согласия на смс-информирование.

В случае, если распространитель рекламы проигнорирует ваше обращение или вы считаете, что смс содержит ложную информацию, нанесла вам реальный вред (уведомление вы получили за границей, в роуминге, и вам пришлось за него платить,) тогда вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы с жалобой. ФАС проверит законность рекламы. Кстати, антимонопольные органы не раз возбуждали подобные дела.

Есть смысл обращаться и в суды, требуя от банков или их партнеров возместить материальный и моральный ущерб. К примеру, рекламу о предварительно одобренных кредитах со ссылками на те или иные банки сегодня все чаще рассылают платежные системы или третьи лица, которым клиенты дают согласие на обработку своих персональных данных. Налицо психологическое давление, да еще с незаконным использованием персональных данных - это дела для судов, считают юристы.

Нарушение Закона «О рекламе» может привести к административному штрафу юридического лица в размере от ста тысяч до полумиллиона рублей, напоминает руководитель управления по семейному праву консалтинговой компании «Heads» Александр Слесарев. Их также можно привлечь к ответственности за нарушение закона «О персональных данных».

Еще один способ - позвонить в службу поддержки вашего мобильного оператора и заблокировать все сообщения с коротких номеров или от какой-либо конкретной организации. Крупнейшие российские операторы делают это в момент обращения, к тому же бесплатно, поясняет юрист формулы «vvCube» Владимир Шафран.

Напомним, операторы сотовой связи поддержали запрет на смс-спам и уже готовы оказывать абонентам помощь в оформлении отказа от рекламных сообщений с коротких номеров.

– У абонента должно быть право отказаться получать сообщения от конкретных отправителей – путем обращения к оператору связи, – пояснили «Приморской газете» в пресс-службе сотовой компании МТС. – Оператор в случае получения такого обращения должен прекратить доставку абоненту сообщений, получать которые он отказался. Он на это имеет полное право. Поправки в закон совершенно справедливые. Ни одна дорожащая своей репутацией компания не будет рассылать на номер абонента спам, который ему не нужен.

СПРАВКА «ПГ»
Для обращения с жалобой на смс-рекламу в антимонопольное ведомство необходмио выполнять ряд условий. В заявлении, с которым недовольные смс-рекламой россияне собираются обращаться в ФАС, должны содержаться следующие сведения: наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица), наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, а также требования заявителя. К заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие доводы заявителя: тексты смс-рекламы (скриншот, или фотография); детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы; копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось.

 

Популярное