Жительница Владивостока нашла в почтовом ящике кредитную карту на свое имя с пин-кодом

03.06.2015
167

Кредитную карту с пин-кодом и правилами активации обнаружила в своем почтовом ящике жительница Владивостока. Девушка уверена, что снять деньги с карты и тем самым «повесить» на нее кредит, при желании мог кто угодно. Эксперты полагают, что своими действиями банк, вероятно, нарушил два федеральных закона – о банковских и персональных данных. Впрочем, если даже контролирующие органы выявят нарушения, руководство банка сможет отделаться предупреждением.

На днях жительница Владивостока Светлана П. (имя изменено) нашла в своем почтовом ящике кредитную карту, присланную ОТП Банком, в котором несколько лет назад она брала кредит. Карта с лимитом 40 тыс. руб. лежала в конверте, там же был пин-код и инструкция по активации кредитки.

–  В письме, насколько я помню, было написано, что для активации нужно либо отправить смс, либо позвонить и продиктовать паспортные данные, –  рассказала Светлана.

Конверт от ОТП Банка девушка обнаружила только вечером, когда возвращалась с работы.

–  Я была возмущена до предела, –  горячится Светлана. – Мой почтовый ящик не запирается, а карта там пролежала весь день. Кто угодно мог ее взять.

При этом девушка сомневается, что мошенникам трудно было бы ее активировать: при необходимости паспортные данные найти можно.

–  Такая информация есть у телефонных компаний, провайдеров, в налоговой службе, у работодателя…,  –  заявила Светлана. – При желании мошенники могут получить к ним доступ и таким образом активировать карту. Если бы карту украли из почтового ящика и сняли с нее деньги, то расплачиваться с банком за чужой кредит пришлось бы мне.

Обнаружив неожиданный «подарок» от банка, девушка сразу позвонила по номеру, указанному в письме, чтобы выяснить, зачем вообще на ее имя завели карту.

– В банке мне сообщили, что когда-то при оформлении договора я оставила роспись на одной из страниц, этим действием позволив банку делать рассылку кредитных карт. Конечно, я этого не помню, – рассказала Светлана.

В пресс-службе ОТП Банка отрицать факт рассылки «кредиток» бывшим клиентам не стали. В учреждении заявили, что дистанционными способами передаются только неактивированные карты, которые нельзя использовать до момента активации.

– Только после активации карты на ней устанавливается определенный кредитный лимит, – заявила «Приморской газете» руководитель пресс-службы ОТП Банка Виктория Бакаева. – Кредитные карты передаются указанным способом только существующим клиентам, которые ранее уже пользовались нашими услугами и зарекомендовали себя в качестве дисциплинированных заемщиков.

Почему «дисциплинированным заемщикам» отправляют карты обычным письмом, в банке не уточнили.

– Согласно статье 8 этого закона «О потребительском кредите», заемщик должен сам обратиться в банк с инициативой о направлении ему карты по почте, но, например, заказным письмом, – заявил «Приморской газете» член Приморского отделения «Ассоциации юристов России» Виктор Гуреев. – А просто положив конверт в почтовый ящик, банк, очевидно, нарушил закон.

Эксперты предполагают, что банк своими действиями мог нарушить минимум два закона  – «О персональных данных» и «О банковской деятельности». По мнению специалистов Ассоциации юристов Приморья, банк имеет право использовать данные экс-заемщиков только для банковских операций, а не для заключения новых договоров.

– В данном случае оставление информации с личными данными бывшего клиента в общедоступном месте это, очевидно, нарушение банком требований действующего российского законодательства, – заявил «Приморской газете» председатель Ассоциации Александр Рябов. – Также данное письмо, на мой взгляд, это основание для контролирующих органов (Роскомнадзора – «ПГ») проверить организацию на его соблюдение.

По мнению собеседника, в случае выявления Роскомнадзором нарушений у ОТП Банка, организации грозит наказание или в виде предупреждения, или в виде штрафа до 30 тыс. руб.

При этом сама «хозяйка» карты могла остаться ни с чем. Если бы мошенники все же активировали карту, доказать, что это не она получала кредитку, было бы сложно.

– Есть возможность доказать свою непричастность, если в банкомате в момент обналичивания средств с кредитной карты работала видеокамера, – заявил «Приморской газете» руководитель юридической службы антиколлекторской компании «Мазер групп» Вячеслав Афанасенко. – В остальных случаях практически невозможно оправдаться.

Сейчас Светлана намерена посетить региональный филиал ОТП Банка во Владивостоке и потребовать у банкиров удалить ее персональные данные.

– В этот раз мне повезло, что кредитная карта не попала в руки мошенников, но второго такого удачного стечения обстоятельств может и не быть, – уточнила Светлана.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию из-за навязываемых услуг, эксперты советуют отзывать у банка право на использование персональных данных.

– Когда клиент подписывает кредитный договор, он также соглашается на хранение банком персональных данных клиента, – уточнил Вячеслав Афанасенко. – По выполнении заемщиком своих обязательств банк также вправе извещать клиента о своих новых предложениях – это могут быть смс-рассылки, звонки, рассылка писем на электронный или почтовый адрес. Чтобы этого избежать, по выполнении обязательств заемщиком перед банком нужно написать заявление об отзыве своих персональных данных. Тогда банк обязан удалить из своей базы всю информацию о бывшем клиенте. И человек больше не будет получать навязчивую рекламу или кредитные карты.

Популярное