Сергей Лукьяненко: «Сериалы полностью раскрывают роман»

16:33 24 ноября 2020
9433
1
alt=

Любители фантастики смогли лично пообщаться с известным российским писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко в рамках фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛИТР), проходившего во Владивостоке в сентябре. Автор провел несколько встреч и каждый раз собирал аншлаг. Приморцев интересовало о Сергее Васильевиче всё: история творческого становления и работа в кино, соавторство с другими писателями и планы на будущее.

На каждой встрече публика обязательно интересовалась, каково участие автора в производстве многосерийного художественного фильма «Осенние визиты», который сейчас снимается во Владивостоке.

— Почему так долго не был экранизирован этот увлекательный роман, ведь вы его написали еще в 1995 году?

— В погоне за развлекательным контентом продюсеры проходят мимо психологических тем. К тому же для экранизации романа есть своя сложность — это время года, которое вынесено в название. Ощущение некой паузы, ощущение чего-то, что сейчас наступит, очень важно в романе, хотя, как я понимаю, это создавало проблемы режиссеру: нужно было все снять за две осени — за одну не получилось бы. При этом в фильме снимаются два юных актера, два подростка, которые в любой момент могут взять и резко вырасти, и зритель удивится. 

Кадр из фильма «Осенние визиты»

— Сейчас стали модны сериалы. Ведь снимая их, уже не нужно пытаться ужать книгу до полнометражного фильма, как в тех же «Осенних визитах».

— Сериалы, на мой взгляд, это очень хороший формат они позволяют полностью раскрыть такое большое произведение, как роман. То есть не надо ничего выбрасывать, поэтому такой формат гораздо лучше, чем кино. А полнометражный фильм лучше всего получается из рассказов. Например, есть такой писатель-фантаст Филипп Дик. Он написал более 100 коротких произведений, достаточно сложных, но, несмотря на это, по ним снято множество фильмов, например, «Бегущий по лезвию», «Вспомнить все», «Особое мнение» и многие другие. Возможно, благодаря сериалам наши режиссеры смогут добиться того, что у них не получается в полном метре.

— А вы думали об экранизации своих произведений?

— Конечно. Роман «КваZи» изначально задумывался как сценарий. Меня попросил один продюсер придумать оригинальный сюжет про зомби. Я придумал — ему понравилось. Мы пришли на телеканал заказчика, где нам сказали: «О’кей, хорошо, пишите сценарий». Однако, когда дошло до подписания контракта, меня удивило то, что беллетризация сценария, то есть переписывание его в роман, тоже становится собственностью телеканала. Уточняю у них: «Разве я не могу по собственному сценарию книжку написать?» Мне ответили: «Можете, но прибылью будете делиться». Тогда я отказался, заявив, что сначала напишу книгу, а потом уже они придут ко мне и будут покупать права на ее экранизацию.
А когда пишу космическую фантастику, например, «Порог», то прекрасно понимаю, что у нас в стране такое снять пока не смогут. Лишь в Голливуде могут себе позволить вложить огромные деньги в спецэффекты, инопланетные пейзажи и обитателей других планет. 

Книгу можно купить в интернете со скидкой

— Чем новым порадуете?

— Сейчас, во время карантина, мы с Ником Перумовым наконец-то написали продолжение книги «Не время для драконов», которая вышла 25 лет назад. В ней переплелись фэнтезийные миры Перумова и моя научная фантастика. Тогда это было свежо и необычно. А сейчас об этом пишет каждый второй. Перумов сейчас живет в Штатах, я — в Москве, но выручает интернет. Наша новая книга пока вышла только в электронном виде, думаю через месяц-другой уже появится и в бумажном. Она называется «Не место для людей». Мы придумали необычный формат: когда герой принимает решение, читатель может сделать выбор его мотивировки: доброты, жестокости, страха, жалости и так далее. В каждой главе есть такое отступление от текста, которое на последующее повествование никак не влияет. Однако эпилог состоит из специальных скриптовых сцен, составленых по сделанному читателем выбору. Именно он определяет, уйдет ли главный герой в другие миры или останется править в своем мире. Будет ли он добрым правителем или, наоборот, станет жестоким. Как поступят его дети и друзья? Как вы понимаете, комбинирование сцен из 18 глав может быть огромным. Хотя есть и авторская концовка, конечно. Она и будет напечатана.

— В соавторстве писать сложно или нет?

— Бывает соавторство полноценное, когда каждый пишет примерно половину текста. А вот с Володей Васильевым вышло несколько иначе. Он прочитал «Ночной дозор», и ему так понравилось, что он обратился ко мне с просьбой разрешить ему самостоятельно написать «Дневной дозор». Я ответил, что этого разрешить не могу, но можем написать вдвоем. Так мы и сделали. Первую часть написал я, вторую — он, а третья стала плодом совместного творчества.

— При написании книги в соавторстве вы обсуждаете между собой каждую главу?

— Конечно. Это обсуждается заранее, продумывается план, к чему все придет, какие будут события и так далее. Иначе авторов начинает нести в разные стороны. Хотя вторую книгу с Перумовым мы так и писали, а именно — не до конца понимая, каким будет финал. И лишь к середине повествования появилась основная идея финала. Когда я пишу сам, у меня так же бывает: есть начальная сцена, потом постепенно создается мир и понимание того, что в нем может произойти.

— А приходилось отказываться от уже написанного?

— Обычно это небольшие моменты, но один раз я начал книжку, написал достаточно большой кусок и понял, что сюжет идет не туда. И стал писать ее заново. Речь идет о романе «Близится утро». Это было неприятно, потому что возникло ощущение зря проделанной работы. 

Обложка книги «Новый дозор» из библиотеки ЛитРес

— Сколько времени у вас уходит на написание книги?

— По-разному бывает. Самое быстрое, когда написал книжку за 40 дней. Это был «Новый дозор». Работал с утра до вечера, выпивая лошадиное количество кофе. Просто на экраны выходил фильм про «Дозоры», и я понимал, что к этому моменту хорошо бы выпустить новую книжку. Издатели заверили меня: если я ее напишу, то книжку издадут огромным тиражом — порядка 200 тысяч. Я успел. И хочу отметить, что книга в качестве не потеряла. Пару раз бывало, что на написание книжки уходило всего три месяца. Так, например, был написан «Лабиринт отражений». Ну а в целом — от девяти месяцев до года.

— Что является толчком продолжать раз за разом дописывать новые «Дозоры»?

— Честно говоря, я уже давно хотел закопать Городецкого (смеется). Потом подумал, что нужно оставить Антона обычным человеком, у которого остались знания, но нет магической силы. Он знает, как сделать, но не может это выполнить сам. А потом пришла идея в духе «Дозоров», которая все вывернет наизнанку, но наконец-то закончит эту сагу. Она уже сложилась в голове процентов на 20-25. И это уже будет действительно завершение истории. Не надо хитро улыбаться. Это действительно будет завершение истории. Оно всех и порадует, и огорчит.

— Черпаете ли вы идеи из социальных сетей или скандальных новостей?

— Что-то да. Обычно в короткой форме. Вот сейчас, пока длится карантин, объявлен конкурс коротких рассказов для сборника. Главная задача — придумать позитивный рассказ про то, как мы победили коронавирус. Я придумал рассказ «201-й шаг» — про жителей одного дома, которые до сих пор сидят на карантине. Они не верят ни в вакцины, ни в то, что эпидемия закончилась. И поэтому не выходят из дома. Получился хороший рассказ, хотя и на заданную тему, и на злобу дня.

— А вы читаете фантастическую литературу других авторов?

— Читаю, но не так часто, как хотелось бы. Одни авторы больше нравятся, другие — меньше. При этом степень дружбы значения не имеет. Больше нравится зарубежная фантастика. Наша в последнее время, как мне кажется, стала топтаться на месте. Очень много «попаданцев» развелось. Подача не самая качественная. Но есть потребитель, который это читает, и авторы выдают для них на-гора свои произведения. Как говорили во времена СССР, кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично. 

В этой книге Семецкий тоже погибает

— Сейчас очень модно вставлять в произведения разного рода отсылки-пасхалки. Вы так делаете?

— Да, бывает. Периодически вставляю знакомого персонажа. Иногда явного, иногда не очень. Практически у всех есть такая забава, даже у братьев Стругацких можно найти. Что касается убийства Семецкого, то все началось с тех самых «Осенних визитов», где убивают бизнесмена Семенецкого. И уже после этого я познакомился с большим любителем фантастики Юрой Семецким. Он посмеялся и решил, что это я его убил в своей книге. Дело в том, что его дом оказался очень похож на описанный в книге. Я сказал, что исправлюсь и в следующий раз точно его убью. В следующей книжке так и сделал: убил Семецкого. А поскольку Юрия знали все российские писатели-фантасты, эта шутка стала мемом. И его начали убивать другие авторы. Это стало хорошим тоном, но при этом мэтры не разрешали это делать молодым авторам («не дорос ты еще Семецкого убивать»). Затем забава вышла на международный уровень, но постепенно стала иссякать. Сейчас это уже история. 

Комментарии

гость 22

27 июля 2022, 12:49
Больше 2 лет не могу найти и посмотреть сериал *Осенние визиты*!!!

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление