Развитие МТК в Приморье — только вперед

17:03 31 августа 2019
1274
0
alt=

 

За первый квартал 2019 году товарооборот регионов Дальнего Востока с КНР вырос более чем на 20%. Свой вклад в укрепление торговых отношений внесли и транспортные коридоры Приморья. Так по МТК «Приморье-1» за первые шесть месяцев 2019 года прошло в 2,7 раз больше грузов, чем в аналогичный период 2018. Динамика «Приморье-2» еще более впечатляет: здесь начались регулярные контейнерные перевозки. И объем их с начала года превысил общий объем 2018. Несмотря на то, что план комплексного развития «Приморья-1» и «Приморья-2» пока не готов, транспортные коридоры работать начали.

 

Взгляд в прошлое
Аббревиатура МТК скрывает под собой понятие «международные транспортные коридоры». Это единая транспортная система, которая позволяет быстро перевести груз с одной страны в другую.

Основа, на которой базируются перспективы международных транспортных коридоров (ТК), — это формула «4с»: скорость, стоимость, сервис и стабильность.
Оба приморских ТК ориентированы на Китай: МТК-1 свяжет Суйфэньхэ и порт Восточный, а МТК-2 проведет сообщение от Чанчуня до Зарубино в Приморье.
По обоим маршрутам пойдут грузовые транзиты из Китая за счет перехвата грузопотоков. По словам доктора политических наук Ростислава Туровского, создание «приморского транзита» даст краю значительные преимущества среди прочих субъектов АТР.

— «Сквозные» перевозки позволят Приморскому краю и Дальнему Востоку получить конкурентные преимущества на международном транспортном рынке и будут способствовать оперативному перемещению внутрироссийских грузов, — отметил эксперт. 

 

Связанные одним путем

Приморские транспортные коридоры изначально ориентировались на Китай – таким образом, самый южный регион Дальнего Востока встраивался в грандиозный проект КНР «Новый шелковый путь».

Это своего рода межконтинентальный транспортный путь. Это первая часть связывает восток и запад Евразии железнодорожными путями и автомобильными дорогами. Груз выходит из Чунцина, проходит почти 600 км по территории КНР, далее через Казахстан входит в России. Очевидно, что Приморье находится в другой стороне от первоначального маршрута. Но оказалось, что для провинций Северного Китая удобнее, быстрее и дешевле поставлять товар к портам тихоокеанского побережья Приморья и уже оттуда морским путем и по железной дороге отправляться в места назначения.

Первые грузы по приморским коридорам прошли из России в КНР в 2018 году. В мае железнодорожный состав отправился в Муданьцзян с грузом леса. Далее состав прошел по территории КНР и пошел в ЕС.

А в октябре порт Троица принял груз из Японии в Китай. Здесь партию комплектующих для цифрового оборудования погрузили на автотранспорт и отправили в Чанчунь.

— Китай всегда был и остается активным сторонником и участником в развитии сотрудничества на Дальнем Востоке России. Среди стран всего мира КНР крупнейший торговый партнер и инвестор дальневосточных регионов России, — отметил на Восточном экономическом форуме 2018 года председатель КНР Си Цзинпинь.

Только с начала года вырос и грузопоток по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2». Так, за 2019 год по МТК «Приморье-1» грузопоток вырос в 2,7 раза по сравнению с 4 месяцами прошлого года и составил 2228 TEU (ДФЭ). По МТК «Приморье-2» начаты регулярные перевозки транзитных контейнеров, перевезено более 1000 TEU, что превысило почти в 2 раза суммарный показатель за весь 2018 год (661 TEU).

 

Взгляд в будущее

Долгое время развитие транспортных коридоров Приморья тормозило отсутствие инвесторов. Как сообщил представитель Минвостокразвития Олег Рой , сейчас пул тех, кто готов вложить средства в развитие транспортной системы, сформирован. В частности, в строительстве морского терминала «Приморье-2» намерены принять участие Управляющая портовая компания, Объединенная зерновая компания и ряд других. С китайской стороны – China Communications Construction Co., крупнейший логистический оператор в КНР China Merchants Group, сельскохозяйственные компании Joyvio Group и Juisan Group.

Коридор же «Приморье-1» полностью автомобильный, и сейчас он уже практически полностью готов. 

Как отмечает экономист Александр Киктенко, за последние годы изменилась концепция восприятия транспортных коридоров. Ранее их пытались продвигать не как единую целостную систему, а как совокупность ряда инвестиционных проектов. То есть проходило дробление. В таком случае вся глобальность замысла терялась и проекты становились на уровень региональных: внутренние дороги, внутренние порты и так далее. Тогда как транспортный коридор – это единая «институциональная оболочка», отмечает эксперт.

– Главный вопрос в том, насколько страны-участницы могут обеспечить ровное прохождение грузов: без промедлений в максимально короткий сроки. Это и перевалка с одного вида транспорта на другой, оформление на пунктах пропуска, заполнение документации и так далее. Все условия должны быть согласованы и синхронизированы. Как показывает международный опыт, транспортные коридоры постепенно переходят на уровень единого индустриального и экономического пространства, – отметил экономист.

По прогнозам, в полную силу транспортные коридоры заработают в 2025 году. Такая дата установлена в концепции развития приморских МТК.

Марина Антонова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей