Пять вещей, которые изменятся на пунктах техосмотра после реформы

13:43 23 апреля 2019
2514
2
alt=

Поправки в нескольких федеральных законах готовят в России для реформы системы техосмотра (ТО). Так изменения коснутся ФЗ 170 «О техническом осмотре (ТО)», которым сейчас регулируется работа всех операторов ТО. Новыми штрафными санкциями пополнится и КоАП России. Поправки внесут и в УК России. Таким образом, ответственность за нарушение правил техосмотра станет серьезнее, чем сейчас. Небольшие дополнения ожидают закон № 38-ФЗ «О рекламе» и № 149 ФЗ «О…защите информации». Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов рассказал «Приморской газете» как измениться процедура техосмотра и к какому штрафу готовиться водителям, покупающим диагностические карты с рук.

Основная цель законопроекта — исключить возможность выдачи диагноской карты без физического почещения пункта техосмотра и прохождения всех процедур.

Законопроект вступит в силу через год после его официального опубликования. То есть если его опубликуют летом 2019 года, то заработает он только летом 2020 года. В течение этого года будут готовиться дополнительные подзаконные акты для полноценной работы законопроекта. Операторам техосмотра нужно будет в течение года после вступления закона в силу пройти переаккредитацию. Эксперт РСА рассказал, какие основные изменения ждут водителей и предпринимателей — владельцев пунктов ТО.

Без бумаги

Учитывая, что сегодня существует массовая практика проведения техосмотра без фактической диагностики и выдача документов посредниками, для пресечения данной схемы диагностическая карта будет формироваться в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) в форме электронного документа и заверяться усиленной электронной подписью.

— Это действие позволит сразу убрать фальсификат диагностических карт, которые существуют в бумажном виде — их достаточно много, — уточнил экспорт.

К сожалению, действующий закон построен таким образом, что при покупке ОСАГО, если страховщик заходит в систему ЕАИСТО и видит отсутствие диагностической карты, а владелец машины предъявляет ему документ в бумажном виде, то страховщик обязан заключить с ним договор ОСГАО, не разбираясь, фальсификат перед ним или нет. Это уже находится на ответственности самого владельца машины. Чтобы исключить такую ситуацию, документ будет электронный.

Так движение «бумаги» будет происходить в редких случаях. Например, когда человек говорит, что ему нужна диагностическая карта в бумажном виде, потому что он поедет путешествовать заграницу. В таком случае оператор должен будет выдать ему бумагу, подтвержденную печатями.

Запечатлеть момент

Второе важное изменение, которое будет подтверждать факт диагностики машины, — фотофиксация при въезде и выезде из пункта техосмотра. Получается, что оператор техосмотра будет обязан передать в систему ЕАИСТО две фотографии машины. Также на фото должны быть указаны дата и время въезда или выезда авто и координаты местоположения пункта, который проводил техосмотр. В дальнейшем данные геолокации будут проходить через систему ГЛОНАСС, что позволит более реально подтверждать факт приезда машины в пункт ТО.

— Это важное изменение. Сегодня нет такой практики, поэтому мы видим много нарушений и случаев, когда машина, находясь в Москве, проходит техосмотр на Камчатке или во Владивостоке, — сказал Сергей Ефремов.

Пропускная способность

Новым законодательством утверждается методика расчета пропускной способности пункта техосмотра. Сегодня законом предусмотрено, что техосмотр легковой машины не может проводиться меньше 30 минут, но на практике эти требования не выполняются.

Согласно новым предложениям, при получении аккредитации  каждый пункт техосмотра и даже конкретная диагностическая линия будут подтверждать свою пропускную способность. Например, если фактические пункт или линия может проводить 10 машин в сутки, то больше оператор провести не сможет. Система ЕАИСТО просто не будет это принимать данные.

— Значение пропускной способности — это важный фактор, который будет реально показывать возможности конкретного оператора, — считает Сергей Ефремов. — Сегодня мы приезжаем на пункт техосмотра и видим, что все они разные. Есть действительно подготовленные пункты с реальным оборудованием, а есть и просто «шатры-пустышки». Там с первого взгляда понятно, что провести 60 диагностик в течение суток невозможно.

Порядочный оператор сможет использовать данные изменения в свою пользу и увеличить значение пропускной способности своего пункта. Если у него стоит несколько диагностических линий, то пропускную способность нужно будет устанавливать у каждой из них, а значит, что в общем пункт может проверить больше машин.

На линию по эксперту

Количество технических экспортов должно соответствовать числу диагностических линий на пункте техосмотра. Это очень важный момент. Некоторые пункты техосмотра имеют несколько диагностических линий. В будущем расчет пропускной способности будет проверяться по каждой линии. Соответственно, на каждую линию должен быть свой эксперт.

— Бывают случаи, когда на пункте стоит 2-3 диагностических линии и работает один эксперт. Мы часто задаемся вопросом, как он обслуживает все машины одновременно. С новыми изменениями такую схему уже не провести, — отметил Сергей Ефремов.

Контроль и надзор

Законопроект вводит новые сроки и правила для подтверждения аккредитации операторов техосмотра — раз в два года. Владелец пункта должен подать документы на подтверждение аккредитации по истечению 1 года, но не ранее 6 месяцев со дня последней аккредитации. Рассматривать документы будет также РСА. Однако функции союза немного расширятся — эксперты союза могут без дополнительных обоснований выехать на пункт техосмотра и реально проверить его существование и работоспособность.
— Это важное для нас дополнение. Потому что сегодня мы должны доказать почему решаем выехать на пункт техосмотра и почему не выдаем аккредитацию после проверки документов. Иногда сделать это бывает достаточно сложно, — заключил Сергей Ефремов.

Также вводиться государственный контроль со стороны ГИБДД за организацией проведения техосмотра. Сотрудники смогут проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления оператора техосмотра.
—  Если сегодня РСА занимается аккредитацией операторов техосмотра, то проверками теперь будет заниматься ГИБДД, — уточнил эксперт. — С нашей точки зрения это хорошее усиление со стороны госконтроля. Это позволит четко и оперативно реагировать на все нарушения и на жалобы.

Напомним, что законопроект о реформе техосмотра в мае должен пройти второе чтение в Госдуме. Пакет документов внесли в Госдуму несколько лет назад — 10 августа 2017 года. В декабре 2018 года документ продел первое чтение. Планировалось, что второе чтение будет 16 апреля 2019 года, но рассмотрение перенесено на май.

Ксения Курдюкова

Комментарии

Ёж

23 апреля 2019, 22:43
Вместо 1 фотографии сделают 2 - вот и весь "техосмотр". Только очередь вырастет.

Гриб

25 апреля 2019, 04:27
Две фотографии, очередь и повышение цены техосмотра!

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей