Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС (г. Москва), доктор экономических наук высказал мнение о том, что необходимость совершенствования муниципального законодательства в последнее время вызвана разного рода изменениями других сфер регулирования, будь то жилищное законодательство или введение формы независимой оценки качества оказания социальных услуг.
В своем блоге на сайте «Приморской газеты» эксперт уточнил, что практика разделения власти на хозяйственника и политика существует в мире уже не менее 100 лет.
Отметим, весной 2014 года, как результат деятельности специально созданной по итогам состоявшегося в ноябре 2013 года Всероссийского съезда муниципальных образований, был принят Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136, который, среди прочего, ввел возможность формирования двухуровневой модели организации местного самоуправления внутри крупных городов. В них теперь могут создаваться органы местного самоуправления не только на уровне собственно городского округа, но и в границах внутригородских районов. Этим и несколькими следующими законами были откорректированы и процедурные вопросы, связанные с избранием (назначением) и снятием со своих постов высших лиц муниципального управления. Предполагается, что новые формы позволят более эффективно управлять и сложными структурами крупных городов, и иными муниципальными образованиями.
– Оправданность осуществления новой (или продолжения старой) реформы местного самоуправления вызвано и тем, что Россия находится в рамках поиска новой модели выборности глав субъектов Федерации, необходимостью закрепления стратегических ориентиров в социально-экономической политике, а теперь еще и экономическим кризисом и специфичностью международного положения России на обновленной политической карте. В то же время реальные причины необходимости введения не принимавшихся ранее организационных структур в муниципалитетах нередко вызваны и чисто политическим причинами, – заявил эксперт «Приморской газете».
По словам Владимира Климанова, начиная с 2006 года в России, помимо традиционной формы создания органов управления в муниципальных образованиях, используется и схема так называемых сити-менеджеров, или городских управляющих. Суть ее сводится к тому, что глава муниципального образования, оставаясь, как и английская королева, формально первым лицом в муниципалитете, передает реальные инструменты управления городом (или иным муниципалитетом) нанимаемому по контракту главе местной администрации. Доставка цветов в Алматы
– В нашей стране институт сити-менеджеров также применяется не везде, – уточнил он. – В большинстве муниципальных образований остается традиционная схема, когда глава муниципального образования решает и политические, и хозяйственные вопросы. Однозначно сказать, что та или иная форма лучше, сложно. Боле того, эффективность той или иной модели определяется конкретной ситуаций в муниципалитете на том или ином этапе развития. В любом случае, при введении главы администрации, управляющий, освобождаясь от различных церемониальных функций, может сосредоточиться непосредственно на управлении городским хозяйством, и это совсем неплохо.
Напомним, в Приморье парламентарии приняли закон «О муниципальной службе в Приморском крае» на заседании 29 октября 2014 года. Депутаты Законодательного собрания края поддержали идею об отмене прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов в регионе. По мнению парламентариев, более рационально городом будет управлять назначенный профессиональный городской управляющий.