Привлекательность портов Приморья наглядно показана на Евразийском экономическом форуме

05.11.2025
198
Привлекательность портов Приморья наглядно показана на Евразийском экономическом форуме

На проходящем в Стамбуле XVIII Веронском Евразийском экономическом форуме был представлен инвестиционный потенциал Приморья. С докладом выступила первый вице-губернатор – председатель приморского правительства Вера Щербина.

Как отмечено в документе, важную роль в развитии транспортной системы и экономики края играют международные транспортные коридоры, которые позволяют осуществлять перевозки с минимальными затратами времени и средств.

— Приморье — ключевой регион России, важнейший транспортно-логистический узел. Здесь переплетаются крупные морские, железнодорожные и автомобильные маршруты, что формирует единое транспортное пространство для работы с Азиатско-Тихоокеанским регионом и дальнейшей интеграции в мировую экономику, — подчеркнула Вера Щербина.

Ключевым элементом сухопутной составляющей инфраструктуры маршрута «Восток – Запад», по её словам, в Приморье являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. На востоке через пограничные железнодорожные переходы в Хасане, Пограничном и Махалино Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе — в европейские страны.

По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов. На маршруте реализуется ряд системообразующих сервисов, в том числе «Транссиб за 7 суток». Провозная способность магистрали в восточном направлении превысила уже 180 миллионов тонн грузов.

— Введенные ограничения на торговлю с Россией привели к переориентации экспортных грузопотоков в регионы Китая, Индии и других стран Азии через территорию нашей страны. А также к переключению с наземных видов транспорта — на морской. В связи с этим наблюдается и прогнозируется спрос на перевозки с использованием Северного морского пути. Это приведет к росту грузооборота в морских портах ДФО и Арктической зоны, — акцентировала Вера Щербина, добавив, что Севморпуть открывает более короткий морской путь между западом и востоком России и в перспективе является более выгодным торговым маршрутом между Европой и Азией.

План развития Северного морского пути на период до 2035 года предполагает строительство специализированного флота ледового класса и соответствующей наземной инфраструктуры, включая 14 портов и терминалов. СМП будет постоянным круглогодичным транспортным маршрутом в Арктике. Транзитные перевозки позволят обеспечить объемы контейнерного транзита до 10 миллионов тонн — это примерно 840 тысяч контейнеров. Проектом также предусмотрено строительство двух опорных транспортно-логистических узлов, один из которых расположится в Приморском крае. Владивосток станет стартовой точкой Севморпути.

Во время своего доклада Вера Щербина подробно остановилась на работе Приморья как крупного транспортного хаба на востоке России. Этот факт, по её словам, подтверждает официальная статистика.

— По состоянию на 2025 год грузооборот портов края достиг впечатляющей отметки в 160 миллионов тонн, что на 30% больше, чем в 2019-м. Оборот грузов превысил 2,3 миллиона 20-футовых контейнеров. Владивостокский морской торговый порт стабильно занимает первое место среди российских портов по обработке контейнеров последние пять лет, — уточнила Вера Щербина.

По словам первого вице-губернатора Приморья, важнейшими инфраструктурными инициативами региона стали такие проекты, как строительство крупнейшего в России «сухого порта» в Артёме. Ожидается, что он обеспечит современную логистику с пропускной способностью более миллиона контейнеров.

Ещё один проект — новый универсальный порт Зарубино в бухте Троицы, рассчитанный на перевалку до 60 миллионов тонн грузов в год. Предполагается, что он станет стратегическим активом региона в сегменте сырьевых и промышленных грузов.

Идёт разработка угольного терминала Суходол с прогнозируемой мощностью до 20 миллионов тонн перевалки ежегодно.

Кроме развития инфраструктуры, в крае реализуется большой проект по развитию судостроительного кластера, созданного по инициативе президента России. Предприятия кластера занимаются строительством современных крупно- и среднетоннажных судов, в том числе ледового класса — для перевозок грузов по Северному морскому пути. Флагманское предприятие — судостроительный комплекс «Звезда».

— К 2030 году ожидается, что грузооборот портов края удвоится, превысив 300 миллионов тонн, а контейнерный оборот вырастет до 6 миллионов единиц. Это станет возможным благодаря реализации комплексных проектов модернизации и расширения мощностей, цифровизации процессов и внедрению экологических стандартов, — подытожила Вера Щербина.

Напомним, Веронский Евразийский экономический форум является значимой мировой площадкой, содействующей развитию заинтересованного и предметного диалога между представителями власти, бизнеса, экспертного и гражданского сообществ стран Евразии по широкому спектру вопросов: экономическое сотрудничество, инвестиции, современные технологии, логистика, финансовые услуги, энергетика и другие.

Фото — primorsky.ru

Популярное