Два месяца назад Приморье узнало имя нового федерального инспектора по региону. Именно этот человек теперь представляет в крае интересы Президента страны. О том, как может удивить замерзшее море, будут ли изменены «майские» указы и что ждет нашу игорную зону, федеральный инспектор Олег Бузунов рассказал в интервью «Приморской газете».
– В Приморье вы приехали из противоположной части страны – Краснодарского края. Как так получилось?
– Действительно, всю сознательную жизнь я провел в Краснодарском крае. В период моей работы край активно развивался, и приятно, что я смог приложить к этому руку. Однако в определенный момент захотелось сделать паузу. Когда появилась возможность сменить регион, я ею воспользовался. Поэтому теперь я здесь.
По-моему, Краснодарский край прошел тот путь развития, который сейчас проходит Приморье, только без большого внимания и участия со стороны федеральных властей. В Приморье работает новый губернатор, у которого активная позиция, который хочет что-то менять. И он это делает.
фото:Глеб Ильинский
– Вы в Приморье уже два месяца. Какие первые впечатления от региона и его столицы?
– Знаете, я с большим удовольствием ходил по замершему льду – это новое ощущение, ведь в Краснодарском крае море не замерзает. Да и в целом необычно было привыкать к отрицательным температурам.
Владивосток мне понравился: остров Русский, величественные мосты, заливы, сопки. В краевой столице на меня большое впечатление произвела старая часть города с архитектурой конца 19 – начала 20 века. Вместе с тем, на мой взгляд, у города нет лоска региональной столицы. Переполненные, разношёрстные урны, немытые и во многих местах разрушенные тротуары и подпорные стенки, неухоженные деревья, плохо убранная прибордюрная часть дорог. Также много бросового мусора, и даже сейчас видно, что за зелёными зонами в городе не очень ухаживают. Может быть, я попал в не самый лучший период в году, но все это очень заметно. Я думаю, весной качество уборки улучшится.
– С чего вы начали работу в новом регионе?
– Начал со знакомства с людьми, которые участвуют в жизни края: это руководители федеральных и краевых структур, силовых ведомств. Стараюсь бывать на всех мероприятиях, которые проводятся на краевом уровне, чтобы напитаться информацией.
– То есть все еще входите в курс дела?
фото:Глеб Ильинский
– Да. Вообще, из жизненного опыта могу заключить, что этап ознакомления и становления в любом деле занимает год. Конечно, у меня таких сроков нет. Поэтому стараюсь входить в курс как можно скорее.
– Федеральный инспектор – это представитель администрации президента страны. Какие ваши основные задачи?
– Одна из основных задач – это контроль за ходом исполнения указов, посланий и иных решений Президента и Правительства. Если необходимо – координация действий властей всех уровней для решения государственных задач.
Не секрет, что когда в 2000 году создавались аппараты полномочных представителей в стране, имели место конфликты между некоторыми субъектами и федеральным центром. Тогда Приморье, по-моему, относилось к числу таких регионов.
Также в мои обязанности входит аналитическая работа. Она необходима, чтобы понять, в каком направлении движется регион, какие есть или могут возникнуть проблемы, если что-то не получается, то моя задача выяснить, почему, что мешает или тормозит развитие территории. И, конечно, при необходимости я должен реагировать на ситуацию – либо самостоятельно, либо с привлечением федеральных структур.
– Нужно ли расценивать ваше назначение как усиление контроля над Приморьем?
– Нет, не нужно, а уже говорил, что структура создана в 2000 году и работает во всех регионах нашей страны. В Приморье и раньше работал Федеральный инспектор, так что этот институт для региона не новый.
– Наверняка вы уже вникали в ситуацию с исполнением майских указов в Приморье. Успешно ли они реализуются в регионе?
– Критичных проблем с исполнением указов президента на территории Приморья я не вижу. Если говорить, в частности, о социальной сфере, то блок исполняется успешно. Как было заявлено администрацией края, какие-то сферы идут с плюсом в 120-130%, какие-то с минусом в 3-5%, что нормально. Что касается улучшения жилищных условий, более высоких темпов жилищного строительства, здесь ситуация хуже. Поэтому, на мой взгляд, работу в этом направлении нужно усиливать.
Также стоит обратить больше внимание на стоимость квадратного метра. Новое жилье стоит от 55 тыс. за «квадрат», 78,5 тыс. – на вторичном рынке. Это большие деньги, не каждый себе позволит такую квартиру, а за недоступностью жилья сразу выстраиваются и ряд других проблем.
– На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?
фото:Глеб Ильинский
– Знаете, у меня сложилось впечатление, что в регионе работают компании, которым выгодно строить мало и дорого. Например, взять пятачок 30 соток, построить за два года элитный дом – для этого не надо много людей и техники – и продать жилье, себестоимость которого примерно 40 тыс. за «квадрат», в два раза дороже. Это выгоднее, чем взять 5-10 гектар земли и вести комплексную застройку и продавать жилье по доступным ценам. В итоге получаешь те же деньги, но уже за счет объемов. Это конечно сложнее, но только таким способом можно добиться снижения стоимости квадратного метра.
Чтоб поменять ситуацию, нужно вести агрессивную инвестиционную политику, искать новых крупных застройщиков, формировать и предлагать для освоения земельные массивы, оказывать максимальные, предусмотренные законодательством меры государственной поддержки для тех, кто готов вместе с властями менять эту ситуацию.
– Нынешний год будет непростым для страны. Как вы считаете, будут ли изменены целевые показатели майских указов в связи с нестабильной ситуацией?
– Президент говорил, что корректировки в бюджетах будут, но они никак не коснутся социальной сферы, все, что было заявлено по данному блоку, будет исполняться. Благополучие человека всегда было и будет в приоритете. Это одна из главных целей президентских указов. А если есть цель, то мы обязаны ее достичь.
– В свое время вы занимались развитием первой в стране ныне действующее игорной зоны в России – «Азов-Сити». В Приморье готовится к открытию своя территория азарта. Для реализации проекта интегрированной развлекательной зоны «Приморье» уже подписаны инвестиционные соглашения на 3 млрд руб. На ваш взгляд, это нормальный старт?
– Я уверен, что у игорной зоны «Приморье» перспектива большая, для этого есть все предпосылки. Я был там в январе, посмотрел, как идет реализация проекта. Уверен, что как только первый инвестор запустит свое игорное заведение, остальные, увидев положительный опыт, начнут «шевелиться» намного быстрее. Для того, чтобы быстрее перерезать ленточку, реализацию нужно держать на контроле еженедельно: ставить задачу, проверять и ставить новую.
– При обсуждении проекта игорной зоны речь шла о том, что будут приезжать клиенты из азиатских стран, в первую очередь – из Китая. Как вам кажется, этот расчет оправдан?
– Я не специалист в игорном бизнесе и про китайцев сказать ничего не могу, здесь я полностью доверяю приморским экспертам, но знаю, что в «Азов-Сити» приезжают группы людей с разных регионов, расположенных за тысячи километров. Азарт движет людьми, причем они приезжают и живут и играют несколько дней. Я это к тому, что главное – создать комфортную инфраструктуру, не только для игры но и для отдыха, и клиенты обязательно будут. Ведь игорная зона – это не только казино, это шоу, отдых, природа, смена обстановки. То есть сюда в принципе интересно приехать и отдохнуть не только тем, кто склонен к азарту.