В Минтруда подготовлен проект, согласно которому высшие должностные лица, их заместители, а также начальники департаментов в ведомствах должны будут со следующего года получить степень доктора или мастера по государственному управлению. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт «Известий».
В правительстве подготовлен проект программы по развитию государственной гражданской службы, которую планируется реализовать в 2015–2018 годах. Согласно одному из пунктов программы, государственным служащим высшей категории (руководители и заместители) предстоит обязательное прохождение профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам MPA (мастер по государственному и муниципальному управлению) и DPA (доктор государственного управления). Планируется, что без наличия подобных степеней государственный служащий не сможет занимать руководящую должность. Решение о разработке самой программы было принято в конце мая во время заседания комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров.
– К участию в реализации программы в качестве соисполнителей будут привлечены все федеральные государственные органы, – отметили в Министерстве труда. – Ее реализация позволит осуществлять дальнейшие меры по развитию института гражданской службы в целях повышения ее эффективности и профессионализма, ориентации на обеспечение потребностей гражданского общества и развитие экономики.
Программы MPA и DPA включают в себя приблизительно одинаковые основные тематики: «Основы государственного и муниципального управления», «Стратегическое государственное управление», «Налоги и налогообложение», «Управление внешнеэкономической деятельностью» и многое другое. Сроки получения подобных степеней варьируются от 1 года до 2 лет.
Идея наличия подобных степеней у чиновников была высказана Дмитрием Медведевым в прошлом году. Изначально предполагалось, что допускать на государственную службу можно будет только после получения специализированной степени, а инициатива касалась не только госслужащих высшей категории, а в принципе всех представителей власти, включая депутатов. Однако от этой идеи было решено отказаться и оставить такие условия только для высшей категории госслужащих.
Помимо обязательного получения ученой степени планируется также провести и оптимизацию кадров в каждом федеральном государственном органе.
– Необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на перераспределение функций и полномочий государственных органов, исключение дублирующих функций, централизацию исполнения отдельных функций обеспечивающего характера или их передачу на аутсорсинг, оптимизацию численности государственных служащих, в первую очередь гражданских служащих, с целью установления обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации государственных полномочий, – добавляют в ведомстве.
Для подбора свежих кадров предлагается обновить действующий справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должности гражданской службы и гражданским служащим. Теперь требования к кандидатам будут разбиты на два уровня: базовый (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и так далее) и функциональный (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики).
Программа должна быть направлена на повышение эффективности чиновников, а не на соответствие тем или иным требованиям по умолчанию, считает эксперт «Приморской газеты».
– Занимание определенных должностей в коммерческой компании подразумевает наличие определенной степени или образования, – подчеркивает член комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного собрания Приморья Алексей Козицкий. – Логично было бы сделать что-то подобное в системе госуправления. Однако зная наши жизненные реалии, важно, чтобы идея не подвергалась профанации. Я за то, чтобы повышение уровня профессионализма проводилось не просто для соответствия тем или иным требованиям, а для того, чтобы повысить эффективность в сфере госуправления.