Отходы на доходы: какое оборудование неприменимо для сортировки российского мусора

10:33 27 апреля 2019
707
0
alt=

«Мусорная реформа» стартует в Приморье с января 2020 года. Новая территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) готова, регионального оператора должны определить летом — все идет по плану. Сейчас на предприятиях, которые сортируют или перерабатывают мусор в Приморье, вовсю идет модернизация. Так, реанимировали «Уссурийский картонный комбинат», на полную мощь выходит «Спецзавод № 1» во Владивостоке. Как сейчас работает это предприятие, узнавала «Приморская газета».

«Комплекс по переработке твердых коммунальных отходов» (часть «Спецзавода № 1») построили к саммиту АТЭС.  Пять лет отходы приморской столицы перерабатывались, что называется, в рабочем режиме, а предприятие функционировало в штатном режиме, но в 2017 году случился пожар, и комплекс законсервировали. Завод смогли реанимировать недавно, 2 января 2019 года запустили первую сортировочную линию. Вторую линию запустили 15 апреля, на две недели раньше обещанного срока.

По словам советника директора «Спецзавода № 1» Сергея Лазарева (гендиректор ООО «ЭкоСтар Фэктори», компании-резидента ТОР «Надеждинская»), сегодня 70% твердых коммунальных отходов Владивостока подвергаются сортировке, прежде чем отправиться на полигон.

— Из них выделяют полезные фракции, такие, как картон, пластик, стекло, бумагу и жесть, — разъяснил советник директора «Спецзавода № 1» Сергей Лазарев. — Метод сортировки происходит таким образом, что выделяется до 10% полезных отходов. Все остальное, так называемые «хвосты», которые нельзя пока отсортировать, ужимаются в 10 раз путем компостирования и направляются на полигон, который находится по соседству.

Когда мусор сортируется правильно, жизненный цикл  полигона удлиняется,  так как  его площади  заполняются медленно. Тем не менее, на сегодняшний день первая карта участка заполнена полностью. Мусор и «хвосты» уже складируют на временной площадке. В разработке сейчас находятся новые карты полигона, и после их строительства с временной площадки мусор будет перенесен, а пространство рекультивируют.

— Разрабатываются вторая, третья, четвертая и пятая карты, —  уточнил Сергей Лазарев. — Они прошли экологическую экспертизу и находятся на госэкспертизе — это финальная стадия. Если пройдут ее, в июле можно начинать строительство второй и третьей очереди полигона, а также заняться модернизацией очистных сооружений. С учетом введения новых карт емкость полигона составит более 1 миллиона кубометров. Этого хватит на 25 лет эксплуатации.

Конвейер  сортировочной линии движется  со скоростью 1 метр в 3 секунды.  Пока на нем установлены только два автоматических прибора — это «уловитель металлов» (в конце линии) и система разрывания пакетов (находится в начале линии). Все остальные манипуляции на линии осуществляются вручную. По словам исполняющего обязанности директора «Спецзавода № 1» Алексея Борисова,  на одной станции работают около 20 человек. Они сортируют мусор и выбирают из него полезные фракции.

— В будущем планируется установка дополнительных магнитов, чтобы лучше отбирать металлические фракции. Также будут установлены так называемые «грохоты», которые будут отсортировывать пищевые отходы. Таким образом, на сортировочную линию попадет уже «сухой мусор», который сотрудники будут распределять по фракциям, — уточнил руководитель предприятия.

Модернизируй это

В 2019 году «Комплекс по переработке твердых коммунальных отходов» ждет глубокая модернизация и увеличение мощности, что позволит сортировать 100% отходов жизнедеятельности  Владивостока и перерабатывать 15% на вторсырье. Сегодня в переработку уходит не  более 8-10%. В рамках модернизации обе сортировочные станции будут оснащены встроенным автоматическим оборудованием. Стоимость модернизации комплекса — около 50 млн рублей.

Специалисты завода подбирают оборудование, которое нужно закупить для модернизации. Точно определились с тем, что вся техника будет отечественной. Все потому, что импортное корейское или японское оборудование не подойдет для русского мусора.

— Наш мусор отличается от мусора Южной Кореи и Японии — он более влажный и в нем больше пищевых отходов. В зарубежных странах мусор более сухой, ведь там люди уже несколько десятилетий разделяют отходы еще дома. Пищевые отходы в этом случае  не доходят до мусорного пакета, а исчезают в измельчителе, установленном в сливе раковины. Поэтому корейское оборудование для сортировки российского мусора не применимо, — уточнил Сергей Лазарев. — Мы неоднократно приглашали на завод производителей отечественного оборудования, например, вели переговоры с компанией «Экомаш».

Советник рассказал, что к модернизации предприятия проявляли интерес и инвесторы. Они хотели в рамках концессии построить другие сортировочные линии, привезти оборудование из Германии и Франции, и заложить часть стоимости модернизации в тариф населению.

 — Мы пошли другим путем, — заявил Сергей Лазарев.

Кадры решают все

Еще один весомый аргумент в пользу  приобретения российского оборудования: персонал обучится работать на нем быстрее. Людям будет проще понять автоматику, если инструкции будут написаны на русском языке.

Кадровый вопрос на «Спецзаводе № 1» стоит остро. Рабочих на конвейере не хватает. Это видно по свободным постам — линия заполнена наполовину. Когда будут заполнены все посты, скорость работы линии увеличится на 30%, и за 2 секунды транспортер будет проходить расстояние 1 метр.

Сейчас каждый сотрудник конвейера стоит возле специальной трубы, в которую он скидывает полезные фракции, идущие по линии. Например, картонщик не возьмет с линии ничего, кроме картона. Человек, работающий с пластиком — ничего, кроме пластиковой бутылки.

Подбором кадров для комплекса занимается сторонняя компания. Так, в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» есть вакансии оператора агрегата обработки отходов с зарплатой 19 000 рублей в месяц. Вакансия размещается от КГБУ «Приморский центр занятости населения». В графе «Дополнительная информация» — предупреждение о том, что условия туда тяжелые и вредные. Есть и вакансии с более высокой зарплатой, например, водителя погрузчика приглашают за 40 000 руб. в месяц.

После модернизации эту работу возьмет на себя руководство «Спецзавода № 1».

Сколько стоит мусор

На территории «Спецзавода № 1», куда свозят бытовые отходы Владивостока, находится «Цех готовой продукции вторичного сырья». На нем формируют партии полезных фракций для последующей продажи на переработку компаниям Приморья.

Картон и бумагу поставляют на «Уссурийский картонный комбинат», который недавно реанимировали. Пластиковые бутылки (ПЭТ) отправляются в компанию «Гранула». Полиэтиленовая пленка идет в «Русскую полимерную компанию». Металл и жесть скупают металлозаготовительные предприятия. В Приморье не перерабатывают только стекло.

— Сейчас мы ведем переговоры со стекольными заводами центра России. Они будут приобретать наше стекло даже с учетом того, что есть большое логистическое плечо и стоимость доставки. Мы сейчас копим для них первые товарные партии. Уже есть порядка 100 тонн стекла, — уточнил советник директора «Спецзавода № 1» Сергей Лазарев.

Стоит отметить, что и стоимость стекла в Приморье невысокая — всего 2-3 рубля за килограмм, но руководство уверено, когда в крае появится свой стекольный завод, стоимость ценного ресурса сразу вырастет в разы. Пластик сейчас приобретают по цене 17 руб. за килограмм. При этом чистый и прозрачный пластик стоит дороже, его на сортировочной станции отбирают в отдельные пакеты. Дороже всего стоит жестяная банка — примерно 40-50 рублей за килограмм. Заметим, что один брикет пластика может весить около 300 килограммов, брикет жестяной банки — чуть больше, а картона — чуть меньше.

Получается, что один брикет из пластиковых бутылок стоит 5 100 руб., а стоимость брикета жестяных банок может доходить до 15 000 рублей.

Ксения Курдюкова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей