Опека станет муниципальной: как изменится социальная поддержка детей без родителей с 2020 года

16:15 24 октября 2019
9851
0
alt=

По инициативе губернатора Олега Кожемяко депутаты Законодательного собрания края рассмотрели и поддержали проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Он вступит в действие с 1 января 2020 года. Об этом сообщает «Приморская газета».

Цель разработчиков законопроекта — создать органы опеки и попечительства в каждом муниципалитете, увеличить штатную численность специалистов и выстроить систему контроля за реализацией на территории края единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.

И снова — в муниципалитеты
Начнём с истории вопроса. Полномочия по опеке и попечительству были переданы на уровень государственной власти с 1 января 2008 года федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». А до внесения этих изменений органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления. Причем и после передачи полномочий на краевой уровень специалисты продолжали работать в составе муниципалитетов, в так называемых территориальных отделах. То есть они фактически оставались учреждениями местного значения.
Ведь в чём заключаются полномочия в сфере опеки и попечительства? Согласно Семейному кодексу это выявление на местах детей, оставшихся без попечения родителей, их учёт, выбор формы семейного устройства, контроль за условиями жизни в семьях опекунов и за процессом воспитания и образования. А всё это осуществляется  в основном на муниципальном уровне: муниципальными образованиями — по части покупки квартир для детей-сирот, инспекцией по делам несовершеннолетних — по учёту подростков, имеющих проблемы поведения в обществе, а образовательными и в том числе дошкольными учреждениями — по контролю за учебным процессом. На краевом уровне контроль за правами детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Приморского края.

Ответственную и, скажем так, главную работу по сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, проводят специалисты отделов опеки и попечительства. Сейчас, в период подготовки к переходу на муниципальный уровень, они, конечно, обеспокоены  предстоящими переменами. Останутся ли они в штате? Фактически рушится всё, что у них сложилось за многие годы. А в отделах опеки случайные люди не приживаются. К примеру, Анна Пинчук, пока ещё ведущий инспектор территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Яковлевскому муниципальному району, — бывшая сирота. «Кухню» опекунства проходила на своём опыте.
— Мы так не работаем, как было раньше, — говорит она. — Томами ведём персональные дела детей. Посещения, проверки, консультации для опекунов, профилактическая работа.  Сейчас, когда  работа отдела выстроена ответственно, всё  по закону, и вот меняется система. Конечно, хорошо то, что в отделе появится специалист по работе с сиротами.  Но мы находимся в подвешенном состоянии: как будет строиться деятельность отдела опеки? Тревожно…

Передача полномочий вполне законна
Сама по себе передача на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству не противоречит федеральному законодательству. В настоящее время в 62 субъектах полномочия по опеке и попечительству уже переданы органам местного самоуправления именно по законам субъектов РФ. По мнению специалистов департамента образования и науки Приморского края, новый закон, принятый Законодательным собранием, позволит, с одной стороны, консолидировать работу в органах местного самоуправления, а с другой — ликвидирует противоречие системы управления. Иначе говоря, деятельность в сфере опеки и попечительства и контроль должны быть принципиально разделены между различными уровнями власти.

Что в этом смысле беспокоит наших районных инспекторов отделов опеки? Понятно, что эту деятельность будут осуществлять всё те же отделы, другого варианта нет, а кто будет контролировать? Опека и попечительство — серьёзная работа в правовом поле. Но некоторые чиновники не видят разницы между отделом опеки и инспекцией по делам несовершеннолетних. Значит, и контролёр должен оставаться прежним — краевой департамент.

За многие годы, справедливо считают специалисты отделов опеки, сложилась чётко скоординированное взаимодействие со всеми заинтересованными службами — как муниципальными, так и федеральными: с администрацией района, учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, Центром содействия семейному обустройству. Отделом опеки проводится  сопровождение опекаемых детей в семьях практически до совершеннолетия. Эту работу выполняют квалифицированные специалисты. И выполняют хорошо.

Полномочия на местный уровень
По мнению врио вице-губернатора — директора департамента образования и науки Натальи Бондаренко, относительно переживаний вокруг перестройки в отделах опеки и возможных возражений на предмет передачи расходных обязательств на уровень муниципальных образований следует принять во внимание то, что в настоящее время краевой властью осуществляется планомерная передача на местный уровень полномочий, осуществляемых непосредственно в муниципальных образованиях. Например, возвращены полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками, то же можно сказать о полномочиях, связанных с работой муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений. А ранее на уровень муниципальных образований было передано полномочие по передаче субвенции на приобретение квартир для детей-сирот, причем в 2019 году размер таких субвенций составил 795 млн рублей, то есть указанное полномочие финансово обеспечено.

Новый краевой закон предполагает передачу в муниципалитеты денежных средств в виде субвенций, что позволит создать органы опеки и попечительства в каждом муниципальном образовании Приморья, увеличив на 40% штатную численность сотрудников, а также их зарплату. Как заявила Наталья Бондаренко, норматив расходов на оплату труда одного сотрудника органа опеки и попечительства составит в Дальнегорском городском округе, Кавалеровском, Ольгинском и Тернейском районах 63 361 рубль, в остальных муниципалитетах Приморья — 52 691 рубль. Передаваемые в муниципалитеты полномочия материально обеспечены субсидиями краевого уровня.

Органы государственной власти края начинают процедуру передачи, включая необходимые организационно-штатные мероприятия. И в этом плане был учтён «человеческий фактор»: девяти работникам отделов опеки и попечительства, достигшим пенсионного возраста, напомнили о законодательстве: при переходе в муниципалитеты они теряют статус гражданских госслужащих и все полагающиеся доплаты к пенсии. Специалисты должны были сделать выбор: уйти или остаться. Ушли начальники отделов опеки и попечительства по Анучинскому и Яковлевскому районам. Оставшиеся специалисты отделов опеки и попечительства готовы работать в новых условиях.

Мнения экспертов
Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания Приморского края:
— Принятие закона о передаче полномочий по опеке и попечительству на муниципальный уровень было необходимым. Раньше по разным направлениям эти полномочия принадлежали или департаменту социальной защиты, или департаменту образования и науки. Сейчас, когда они будут переданы непосредственно муниципалитетам, они сами на своей территории будут управлять этим процессом. И финансирование на выполнение этих полномочий тоже пойдет напрямую, а значит, уменьшит количество лишних звеньев, ускорит оказание финансовой помощи и поддрежки.
Кроме того, на местах увеличатся штаты и соответствующее финансирование. Насколько мне известно, численность специалистов возрастёт со 115 до 150 человек.

Сергей Понуровский, глава администрации Анучинского муниципального района:
— Закон Приморского края о передаче с 1 января 2020 года на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству, конечно же, влечёт за собой повышение ответственности органов местного самоуправления. В настоящее время идёт процесс подготовки: отрабатываются организационные вопросы, например, в плане структуры муниципального отдела, числа работников, заработной платы. С действующими работниками проведены беседы. Возможно, создаваемый в муниципальном образовании отдел опеки и попечительства будет работать в системе образования.
Что касается преимуществ, несомненным является то, что выделение жилья сиротам будет проводиться муниципалитетами: непосредственно в районах хорошо знают каждого подростка, личную историю, нужды, способности, поведение в обществе.

Государственная программа «Развитие образования Приморского края»
Подготовила Людмила Янкевич

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление