Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Первая тележка с электромотором была создана в 1841 году, а пригодный для работы ДВС появился в 1860-м. Однако до сих пор независимый от проводов электротранспорт не получил широкого распространения. В России для этого нет развитой инфраструктуры (заправочных станций), да и покорять большие расстояние «зеленые» автомобили пока не могут. Между тем, уверены эксперты, именно за этими машинами будущее. «Приморская газета» разбиралась в перспективах возможностей рынка электрокаров в крае.
Только цифры
Последние два года Владивосток является лидером в России по количеству зарегистрированных электроавтомобилей. Более того, до конца 2018 года в столице Приморья откроется первая сеть заправок для этого вида транспорта. Работать точки доступа к «розеткам» будут в тестовом режиме. Всего в России в 2018 году зарегистрировано 1,8 тысячи «розеточных» автомобилей, большая часть из которых приходится на Приморье: в нашем крае таковых насчитывается 415 штук. На втором и третьем месте находятся Москва и Хабаровск. Как говорит руководитель проекта по строительству электрозаправок на Дальнем Востоке Андрей Дымченко, такое доминирование обусловлено близостью к Японии.
— Именно поэтому у нас любые автомобили, как бензиновые, так и на электродвигателе, приобретать значительно дешевле, нежели в центре России. Однако хочу отметить, что если еще лет 20 назад электрокары казались чем-то диковинным, то сегодня положение меняется. Допустим, уже продаются электробайки. В Шеньчжене весь городской общественный транспорт, даже автобусы, переведен на электричество, а за использование бензиновых мотоциклов предусмотрены серьезные штрафы, — говорит Андрей Дымченко.
В течение 2017 года всего в стране было продано 95 электрокаров. Такой результат на 28,4% выше, чем в 2016 году. Несмотря на то, что в процентном соотношении прирост спроса на «розеточные» авто смотрится весьма солидно (больше четверти), в количественном выражении он довольно скромен — разница с 2016-м составляет всего 21 экземпляр. В 2015 году было продано 116 штук «зеленых» автомобилей. И в этом случае российский рынок электромобилей показал снижение на 28,4%: было продано 83 новых автомобиля против 116 штук годом ранее. Большая часть проданных автомобилей приходится на машины марки Tesla (15 шт.). Шесть электрокаров принадлежат брендам Renault и Nissan: по три на каждый.
Климат и расстояние — в минус
Несмотря на то, что во всем мире электрокары набирают популярность, все же им еще далеко до того, чтобы стать мейнстримом в автомире. Причин несколько: дороговизна самого автомобиля (если смотреть объявления о продаже автомобилей, то самый популярный в Приморье Nissan Leaf обойдется минимум в 500 тыс. рублей), отсутствие развитой сети заправок и, как следствие, ограниченная география передвижения — перемещаться на таких машинах в Приморье можно пока только в городах.
— На нынешнем этапе технологического развития электромобиль хорош в странах, где тепло, где ровные дороги и нет пробок. В России пока всё против электромобилей. Если, конечно, не будет серьезного технологического рывка. Например, какая-то из компаний не сделает наконец-то емкий аккумулятор, который был бы недорогим да еще и обеспечивал при этом запас хода на 1 000 км и заряжался бы за пять минут, — говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. — Сегодня на электрокаре можно проехать всего лишь 110 км, а заряжаться он может до шести часов.
Отсутствие развитой инфраструктуры заправок и дорогивизна самих батарей — именно эти два пункта относятся к наиболее слабым местам электрокаров, уверены даже преданные фанаты. Но эта проблема актуальна только для России.
К примеру, на Тайване сейчас очень популярны электробайки. И для их максимально быстрой зарядки разработана специальная технология «заправочных блоков».
— Вдоль дорог стоят, скажем так, коробки с отсеками, где лежат уже заряженные батареи. Байкер подъезжает, вытаскивает батарею из собственного транспортного средства, переставляет на заряженную, а свою оставляет — всё. Процесс занимает пару минут. Такие же «коробки» можно приобрести и поставить в своем гараже, — делится мировыми примерами Роман Андрющенко.
Если говорить о стационарных зарядках, то в Приморье с ними пока проблема: есть несколько станций в Артеме и во Владивостоке. В основном «раздаточные станции» владельцы электромобилей организуют сами возле своих домов, офисов и иных мест, где есть доступ к розетке с бесперебойным питанием.
Хлеб для машины и зрелища для владельца
Доступ к электричеству — еще одна преграда на пути популяризации «розеточных» автомобилей. Одна из сложностей заключается в том, что российское законодательство на данный момент запрещает перепродавать электроэнергию. Однако, по словам руководителя проекта по созданию инфраструктуры для электрокаров Андрея Дымченко, шанс оформить все в законном порядке есть.
— Существует единый поставщик электроэнергии на Дальнем Востоке — это «Русгидро» в лице ПАО ДЭК, которое управляет всеми энергосбытовыми предприятиями в городах макрорегиона. Сейчас мы ведем переговоры с этой компанией, чтобы найти выход из ситуации, который бы устроил все стороны и позволил нам уже осенью начать строить заправки для электроавтомобилей в тестовом режиме. Понятно, что тариф для потребителей должен быть доступным и понятным, это позволит в конечном счете окупить проект. По нашим расчетам, возвращать вложенные деньги нам придется 8-10 лет, — говорит энтузиаст.
Сейчас одной из наиболее удобных для владельцев электромобилей стран являются США, особенно западное, тихоокеанское, побережье страны. В таких городах, как Сан-Диего, Сан-Франциско, Портленд установлено до 100 заправочных станций. Это позволяет спокойно передвигаться по городу. Но вот выезжать за пределы городской черты никто не рискует. Проблема та же — отсутствие заправок.
И это крайне симптоматично. Дело в том, что ставить станцию для зарядки в «чистом поле», как бензиновую заправку, не получится: процесс занимает совершенно разное время. Если для того, чтобы залить в «железного коня» любое жидкое топливо, потребуется от силы пять минут, без учета очередей, то зарядка своего колесного друга электричеством займет минимум полчаса. Это при самом оптимистичном раскладе.
— Технологии зарядок, конечно, разные. Те, которые прилагаются к автомобилям, заправляют двигатель до 100% за шесть часов. Более мощные варианты позволяют напитать двигатель энергией за 2-3 часа. И последний вариант: промышленная зарядка, которая потребляет около 30-40 киловатт, позволяет заряжать Nissan Leaf до 80% за 20-30 минут, — делится подробностями процесса еще один руководитель проекта по созданию инфраструктуры для электроавтомобилей Роман Андрюшин.
Даже в промышленных зарядках существует два разъема: один, быстрый, потребует 20-30 минут для заправки, а второй, долгий, рассчитан на 4 часа. Понятно, что просто подъехать к станции и быстро зарядить автомобиль не получится. Именно поэтому строить первые станции будут в развлекательных и торговых центрах. Пока «железный конь» наполняется энергией, его владелец смотрит фильм, покупает продукты и вообще приятно проводит время.
Перспективное направление
Впрочем, как отмечают эксперты, в обозримом будущем победа электрокаров над бензиновыми автомобилями более чем вероятна. И дело не только в экологичности данного вида машин, что тоже является одним из трендов современности. Гораздо более важен другой вопрос: экономическая целесообразность. Так или иначе, но стоимость зарядки и обслуживания подобных автомобилей в конечном счете дешевле: отпадают расходы на замену масел, всевозможных фильтров и так далее. Электрокары во всем этом не нуждаются.
Кроме того, они быстрее и разгоняются значительно проще, нежели бензиновые «братья».
Поэтому, взвесив все «за» и «против», идеологи электрокаров все же собираются развивать данное направление. В планах руководителей проекта по созданию инфраструктуры для электроавтомобилей уже в конце этого года поставить во Владивостоке пять тестовых зарядок. Для того чтобы владельцам электрокаров не пришлось стоять в очереди на заправку, Андрей Дымченко, владелец IT-компании, разрабатывает программное обеспечение для смартфонов, которое поможет владельцу электроавтомобиля определить, где в ближайшее время освободится «розетка», чтобы записать своего четырехколесного друга на подключение.
Следующий шаг разработчики проекта по созданию инфраструктуры для электроавтомобилей планируют сделать уже в Хабаровске: хотят установить там пару зарядных станций.
Главная цель, которую ставят перед собой создатели инфраструктуры для «розеточных» автомобилей, — связать два города сетью заправок и позволить электрокарам вырваться за пределы городской черты.
— Для начала мы поставим пять зарядных станций во Владивостоке и прогоним их в тестовом режиме. И уже по итогу будем принимать решение о том, стоит ли увеличивать количество самих станций по городу или целесообразнее сделать большее количество колонок на уже существующих, — делится планами Андрей Дымченко.
Игорь
21 ноября 2018, 17:23