Не собачья работа: ретривер Макс помогает особенным детям «войти» в мир

07:18 22 апреля 2017
2586
0
alt=

— Ваня, обними Макса! Толька давай немного мягче! — психолог Светлана Данченко обращается к малышу с огромными синими глазами. Неугомонный шестилетний Ваня носится по кабинету, периодически подходя к большой золотистой собаке — Максу. Как признает мама этого активного ребенка, уже после нескольких занятий появился прогресс — Ваня начал воспринимать людей и животных. До этого все живые объекты для него были не более чем предметы обстановки. Ваня — аутист. Это одна из самых сложных для работы психологов категория особенных детей. Во Владивостоке практически никто не рискует заниматься с такими малышами. В социально-реабилитационном центре  «Парус надежды» не только отважились, но и получают замечательные результаты.

Фото Глеба Ильинского

Послушный Макс

Отделение помощи семье и детям «Семь-я» входит в состав социально-реабилитационного центра «Парус надежды. Здесь трижды в неделю работает кабинет канистерапии, уже давно ставший хорошо известным во Владивостоке.

К центру мы подходим ярким, солнечным днем. Здесь тихо и уютно. Благоустроенная территория, очевидно, что летом много цветов. На входе нас встречает вахтер, уточняет, по какому мы вопросу и по громкой связи объявляет: «Светлана, к вам пришли!».

Через некоторое время распахивается одна из дверей в коридоре. Первым выходит золотой ретривер Макс, а за ним его хозяйка: «Подождите немного, сейчас пока нельзя прерывать занятие!»

Терпеливо ждем. Через 10 минут нас пускают внутрь: сейчас здесь идет занятие с шестилетним Ваней. Мальчик учится отличать людей от предметов обстановки, видеть их и воспринимать.

За три года работы ретривер Макс и его владелица, кандидат психологических наук Светлана Данченко, помогли более 80 особенным детям. Сейчас очередь на прием расписана на несколько месяцев вперед. Пообщаться с добродушным Максом хотят многие. Однако, как подчеркивает кандидат психологических наук Светлана Данченко, работа с собакой — это всего лишь элемент в программе комплексной реабилитации.

— Люди часто говорят: «Ой, мы хотим к собачке!». Но ведь Макс — это всего лишь инструмент, с помощью которого работает психолог. Точно также, как, к примеру, у арт-терапевтов инструмент — это краски, карандаши, бумага. Макс не лечит. Да, он полноправный участник реабилитационного процесса. У него во время сеанса есть свои задачи, но главная роль в данном случае принадлежит специалисту, — подчеркивает Светлана Данченко.

Все время беседы шестилетний Ваня бегает по кабинету, активно осваивает шведскую стенку, периодически прыгая в бассейн с шариками. Он осваивает мир и ищет выход для неуемной энергии. Ретривер Макс все это время спокойно наблюдает за ребенком. Иногда Ваня подбегает к собаке и пытается ее гладить. Ваня пока учится взаимодействовать с Максом, а уже потом, через него, и с окружающими.

 Этот процесс строго контролируют Светлана Данченко и мама Маша.

— Ваня у нас очень сообразительный, — с гордостью говорит Светлана. — Процесс идет довольно быстро. Вы ведь, если бы встретили его на улице, могли бы и не заподозрить, что с ним что-то не так. Но это уже результат нашей работы.

Один в поле не воин

Многие родители идут к Максу, а в итоге получают полный комплекс реабилитации. В процессе принимают участие педагог по труду, дефектолог, логопед и канистерапевт:  каждый отвечает за свой фронт работ.

— Логопед работает с речевыми центрами, учит произносить звуки, артикулировать. Педагог по труду занимается мелкой моторикой, крайне важной для развития координации и ребенка в целом — это и аппликация, и поделки из бумаги, и шнуровка. Дефектолог занимается подбором специальных методик развития, которые работают в каждом конкретном случае. И уже в завершении — наш с Максом блок, — рассказывает Светлана Данченко.

Занятия в центре идут только совместно с родителями. Это обязательное условие. Сюда нельзя привести ребенка и оставить на несколько часов — процесс реабилитации должен быть непрерывным, и сами родители должны принимать в нем активное участие, понимая, что делает ребенок и как можно дальше, уже дома, продолжать эту работу.

В принципе, центр готов работать с любыми особенными детьми: и с синдромом Дауна, и с ДЦП, и с иными особенностями развития. Но пока самой активной аудиторией являются аутисты.

— Нас нигде больше не берут, — рассказывает мама Вани Маша, внимательно следя за своим активным сыном. — Таким детям показано общение с детьми хотя бы на несколько часов, но в садики не пускают. Зачастую специально пишут заключение, что ребенок не способен обучаться. Нас даже в специальную школу восьмого типа берут в самую последнюю очередь. Аутисты — это расстройство эмоционального спектра, с такими детьми работы намного больше. Вот и приходится своими силами справляться.

То, что у ребенка проблемы, родители Вани заметили не сразу. Более того, долгое время врачи говорили, что все в норме. И только в полтора года у Маши появились подозрения. Правда, потом у ребенка возникли серьезные проблемы со здоровьем, речь шла практически о жизни и смерти. Приступить к реабилитации сына семья смогла только через два года, когда Ване исполнилось четыре.

Психолог Светлана Данченко с питомцем

— В этом возрасте различия между Ваней и другими детьми были очевидны. И по речи, и по манере поведения. Но проблема в том, что мы не знали, что нам делать. Педиатр не дала нам никаких рекомендаций. Случайно мы узнали про этот центр. Могу сказать, что у сына действительно очень большой прогресс за последнее время, — рассказывает Маша.

Про детей и животных

Работа с каждым ребенком строится по индивидуальному плану и в индивидуальном темпе. Подстраиваются под особенности каждого. Ваня очень быстро учится, с ним можно идти по ускоренному плану. Он уже видит Макса, спокойно обнимает его, может подойти обнять. Сейчас Ваню учат кормить ретривера.

А вот со следующим гостем центра — Ярославом — занятие проходит медленнее. Ребенок только через пять минут после прихода «увидел» Макса. Весь процесс контролирует Светлана и мама Ярика, помогая ребенку преодолеть себя и все же прикоснуться к собаке. Первое время руку малыша водит мама, через некоторое время он уже способен делать это самостоятельно. Это прогресс. С каждым занятием навыки Ярослава будут расширяться. Постепенно ребенка научать водить собаку на поводке, управлять им, играть. Первые шаги уже были сделаны. Но здесь важно не спешить и не давать ребенку нагрузку выше его возможностей в данный момент.

Время занятия тоже строго индивидуально. Если Ваня общался с Максом в течение часа и зашел еще после посещения других специалистов центра, то для Ярика хватило 20 минут. Все должно быть по силам, подчеркивает психолог Светлана Данченко.

В день получается принять примерно трех-четырех юных пациентов. Макс тоже устает, и ему нужен отдых. На занятиях он внимательно прислушивается к тому, что происходит вокруг, следит за детьми и моментально реагирует на их отклик.

— Макс очень подходит по своим характеристикам для этой работы. Но пока в нашем центре он единственный, — говорит психолог.

Три дня в неделю психолог Светлана Данченко работает на Эгершельде. Остальное время — на Маковского, в основном центре реабилитации «Парус надежды».

У канистерапевта расписан каждый день. Но люди продолжают приходить. Здесь не отказывают никому. Но для каждого разрабатывают свою план: с какого специалиста начать, насколько интенсивно, как часто проводить занятия. Зачастую «общение с собачкой» совершенно не нужно именно этому ребенку. Но в центре работают «по запросу», то есть выстраивают процесс реабилитации именно от того, с чем приходят родители.

— Хотя иногда, если мы видим, что ребенку нужно немного другое, то мы рекомендуем родителям расширить его запрос. Включить большее количество специалистов, — говорит Светлана.

За время работы центра удалось многое. Во-первых, родители поняли, что они не одиноки со своей проблемой. А во-вторых, и это особенная гордость, некоторых детей удалось снять с учета, и сейчас они учатся в обычной школе и спокойно общаются с детьми. Как говорит Светлана, в таком результате нет ничего выдающегося. Это закономерный итог грамотно выстроенной работы по реабилитации. Но важно, чтобы к специалистам приходили раньше. Ведь в центре есть возможности для работы с особенными детьми практически с самого рождения. А в этом случае и результаты ребенка будут намного лучше. Только бы врачи своевременно отправляли в центр, а уж здесь помогут. 

 

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление