Михаил Брызгалов: «Духовой оркестр — это всегда ярко, радостно и красиво»

15:06 30 сентября 2019
4248
0
alt=

Как говорят исследователи, музыка возникла на заре цивилизации и с расселением людей по планете, превратилась в неотъемлемую часть жизни. Концерты популярных исполнителей и академических хоров, классические оперы и симфонии ― каждый может найти то, что наиболее полно подходит его образу жизни. Но несмотря на то, что именно музыка сопровождает нас каждую минуту, она остается нематериальной, существующей в краткий миг. Военные марши, «Синий платочек», «Ленинградская симфония», «Звезда по имени Солнце» и сотни, тысячи других произведений раскрывают именно свое время. О том, почему важно сохранять афиши и рецензии и какой уникальный оркестр появится на Дальнем Востоке после сентября 2019 года, «Приморской газете» рассказал президент Ассоциации «Духовое общество» имени Валерия Халилова, генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

― Михаил Аркадьевич, самый простой и логичный первый вопрос: в сентябре на базе ВДЦ «Океан» состоялся первый на Дальнем Востоке Всероссийский фестиваль детских духовых оркестров. Более того, прозвучало предложение сделать его ежегодным и международным. Почему именно духовая музыка привлекла такое внимание со стороны общества?
― Давайте вспомним свои ощущения, когда звучит духовая музыка ― улыбка сразу на лице! Духовой оркестр ― это всегда ярко, радостно и красиво. Вот и ответ, почему этот жанр вызывает такой живой интерес. К тому же духовая музыка ― это самый демократичный вид музицирования, который когда-либо был изобретен ― он ближе всего к народу. Следующими после первых музыкальных инструментов были изобретены именно духовые: дудки, флейты…

Кстати, точно доказано учеными, что одинаково полезны для здоровья и исполнительство на духовых инструментах, и пение.

― Есть шанс, что однажды мы услышим некий тысячный хор духовых инструментов?
― Подобные выступления уже проводились. Вспомним хотя бы фестиваль «Спасская башня детям» на Красной площади, где Ассоциация «Духовое общество» имени Валерия Халилова выступает одним из партнеров. Участие в нем принимают 1 300 юных музыкантов. Конечно, мы не гонимся за цифрами, но все же они являются показателем популярности этого жанра. Сводный духовой оркестр, как и хор, ― это всегда массовость, это всегда подготовленные дети, для которых подобные фестивали и творческие смены незабываемы.

― Михаил Аркадьевич, возвращаясь к «Дальневосточным фанфарам», почему для его проведения был выбран именно наш регион?
― Сконцентрировавшись на Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, мы увидели в данном регионе большой творческий потенциал. Очень большие территории, много талантливых людей и «громких» событий в сфере культуры. Сейчас мы точно понимаем, что год назад, когда только зародилась идея провести данный фестиваль, не ошиблись. Хорошо помню репетицию в первый день смены. Надо понимать, что ребята-духовики, которые участвует в фестивале ― из разных регионов, с разным уровнем подготовки. И, конечно, звучание оркестров оставляло желать лучшего поначалу. Но уже к закрытию смены это был совсем другой сводный оркестр, который играл просто фантастически ― ну, а гала-концерт фестиваля стал настоящим детским духовым шоу! За три недели была проведена грандиозная работа ведущими специалистами в области духовой музыки: мастер-классы с ребятами, ежедневные репетиции, каждому рассказывали о музыке, о нюансах и тонкостях исполнения произведений.

Вспомним марш «Прощание славянки». Принято играть его от начала до конца очень громко, но в этом произведении есть две линии ― боль разлуки и готовность защитить отечество. В произведении четко прослеживаются два мелодических сюжета. И когда дети понимают подобные вещи, они начинают играть иначе.

― Михаил Аркадьевич, все равно у многих дальневосточников есть некое ощущение какой-то отстраненности от всех процессов, проходящих в центре России. Насколько уровень участников фестиваля соответствует тому же уровню тех же детей из центра России?
― В июле мы провели уже третий фестиваль «Серебряные трубы Черноморья» в Артеке, где ежегодно участвуют дети из центра страны. Прямо скажу: детские духовые оркестры Сибири и Дальнего Востока звучат точно не хуже. По всей России тысячи талантливых ребят, но очень многое зависит от преподавателей, уровня и мастерства педагога. Более того, именно здесь, в «Океане», родилась идея создать Дальневосточно-сибирский молодежный духовой оркестр — своего рода фестивальный ансамбль, которым руководят разные дирижеры. Важно реализовать подобный проект здесь, на Дальнем Востоке, чтобы не было тех ощущений, о которых вы говорите.

Планируется, что выступление сводного детского духового оркестра будет включено в культурную программу ВЭФ следующего года.

― Это потрясающе, я искренне надеюсь, что все получится.
― Мне кажется, что многое, что происходит в духовой музыке сегодня ― это «волшебство», потому что некоторые вещи происходят не благодаря, а вопреки. Но тут у нас очень много помощников, много доброжелателей, которые помогают и содействуют нашим идеям. Все, что мы пока задумали, удалось реализовать ― даже самые дерзкие планы.

― К слову о дерзких планах. Если не ошибаюсь, в 2018 году музей, который вы возглавляете, был переименован.
― Да, теперь это Российский национальный музей музыки. Ранее было следующее название ― Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Я и сегодня часто говорю о том, что это не было формальным переименованием. Само время подсказало нам этот шаг. В состав объединения входит шесть музеев в Москве. Сегодня РНММ ― крупнейший музыкальный музей России. И самое главное: ранее это был музей прежде всего для специалистов, профессионалов, а сегодня ― для всех. Потому что музыка ― это то, что сопровождает нашу жизнь постоянно. Ее необязательно слушать в концертном зале, она играет на улице, в магазинах, по радио. К тому же мы особое внимание стали уделять сохранению музыкального культурного наследия, в особенности современного. Это важная часть концепции.

― А как?
― Каждый день в музыкальных театрах, залах филармонии, на фестивальных площадках происходят большие музыкальные события. Интересно то, как они фиксируются. С какими движениями будет ассоциироваться XXI век в музыке? В 2018 году на Санкт-петербургском международном культурном форуме мы ― руководители музыкальных театров, музеев, филармоний, концертных организаций ― договорились о том, что в каждом учреждении будут созданы комиссии, которые в конце года займутся отбором стоящих внимания афиш, аудиозаписей, публикаций и прочих артефактов с целью их дальнейшей передачи в музыкальные музеи.

По тем переданными и бережно сохраненным материалам будут писать историю. Например, через музыкальные события Приморской сцены Мариинского театра будут понимать, чем жил Владивосток в этом августе.


― В прошлом году вы были во Владивостоке в составе президиума ИКОМ России. Тогда обсуждались очень серьезные вопросы. Что изменилось за последний год?
― В прошлом году мы очень активно обсуждали важный вопрос ― создание концепции развития музейного дела до 2030 года. Было много версий. На сегодняшний день понятно, что все же пока нет единого мнения, но есть версия Союза музеев России, которая, на взгляд профессионального сообщества, наиболее близка к тому, что надо получить на выходе. Сама работа над концепцией и над тем, куда идти дальше, уже важна сама по себе. Здорово, что многие специалисты вовлечены в это дело.

― Чему должен соответствовать музей, чтобы мы это четко знали?
― Критериев много. Самое главное – строгое соответствие работы музеев законам. Но для тех, кто приходит на выставки, для посетителей, важнее то, что только в музее они могут увидеть подлинный предмет. Сегодня часто можно услышать: давайте поставим копию, давайте все представим в цифровом виде, давайте добавим больше интерактивных технологий? Все это хорошо и очень важно. Но всегда необходимо соблюдать баланс, потому что новые технологии должны быть направлены на раскрытие тайны и смыслов подлинного музейного предмета.

СПРАВКА
ИКОМ, Международный совет музеев — неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году в Париже (Франция). ИКОМ имеет в ЮНЕСКО и при Экономическом и социальном совете ООН высший консультативный статус категории «А». ИКОМ — это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление