Как влияет цифровая среда на мышление детей и какой он, современный ребенок, — такое исследование стартует в России. Впервые за 50 лет Российская академия образования приступила к составлению портрета подростков. Подобное исследование проводилось 50 лет назад. Новые данные помогут составить индивидуальные маршруты обучения для каждого ребенка, сообщает «Приморская газета».
Изучение профиля личности современного ребенка стартует в 2019 году. Пока только в пилотных регионах. Договоры уже заключены с правительствами Якутии, Алтайского края и Ленинградской области. Хотя еще в марте президент Российской академии образования Юрий Зинченко говорил о 10 регионах, но пока количество участников начального этапа решили сократить.
На пилотном этапе исследование пройдет среди учащихся 9-11 классов данных регионов, из каждого региона планируется охватить не менее 10 тысяч человек
— Цель — изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Какие новые способы получения знаний наиболее эффективны, и что особенно влияет на успех. Как развивается память, внимание, мышление. Есть ли региональные особенности. Влияет ли, скажем, то, что ребенок одновременно учит и русский, и национальный языки, — отметил Юрий Зинченко.
Во время исследования будут изучать, как проходит освоение социальных ролей. Смена формата игр приводит к тому, что идет трансформация определенных установок, которые ребенок должен усвоить в раннем возрасте. Например, раньше девочки играли в дочки-матери, отрабатывая будущие сценарии. Теперь же на место кукол пришли мультфильмы либо же приложения в смартфонах.
Конечный итог исследования — создание стандартизированных методов, которые в будущем смогут использовать школьные психологи. Кроме того, при формировании неких маршрутов обучения каждого ребенка важно учитывать региональную специфику, чтобы не утратить национального и культурного своеобразия, говорят эксперты.
— Мы сегодня говорим о цифровом ребенке, который как будто существует отдельно от нас. Мы часто пытаемся изучить его в разрыве от ситуации, в которой он находится, от семьи, в которой он воспитывается, от педагога, который его учит. А ведь на самом деле любой кризис — это несоответствие старой социальной ситуации развития тем новым умениям, которые у ребенка уже есть, — комментирует Юрий Зинченко.
На основе полученных данных будет составлен портрет современного ребенка, который в своей работе смогут использовать различные ведомства. Минпросвещения — чтобы корректировать и модернизировать систему образования. Минздрав — чтобы отслеживать влияние цифровых технологий в школе на здоровье детей. Роспотребнадзор — для разработки новых СанПиНов, и Рособрнадзор — чтобы отследить качество обучения.
Первый этап исследования «Растем в России» рассчитан на четыре года. За это время эксперты планируют получить огромный массив информации — то, что называют Big Data. Она будет собираться и анализироваться в созданном Дата-центре РАО. Итоги планируют подвести уже в 2022 году.
Однако все исследование рассчитано минимум на 10 лет. Такая протяженность вызывает сомнение у ряда педагогов. Дело в том, что за последние годы, отмечают социологи, произошла смена нескольких поколений, которые отличаются своими особенностями личности и восприятия информации. И нет гарантии, что рекомендации, написанные через 10 лет, будут соответствовать тем школьникам, которые придут в тот период в школы.
— Сейчас очень много говорится о том, что образование готовит ребенка к той жизни, которой уже не существует. Действительно, нормативы и другие требования были разработаны еще в советское время и сейчас не отвечают запросам общества. Но процесс идет настолько быстро, что успеть за ним крайне сложно, — отмечает психолог Анастасия Чеботаева. — Многие дети уже в 14-летнем возрасте четко знают, что они хотят в жизни и какие предметы им нужны. А школа не всегда готова откликаться на требования подростков. Происходит конфликт. Очевидно, что ситуацию надо менять, но гарантии того, что исследование через 10 поможет выстроить актуальную и современную систему обучения, просто нет: его результаты будут актуальны для тех, кто учится сейчас. Но вряд ли будут учитывать, какое поколение сядет за парты через 10 лет.