Леса и небо: как в Приморье работают летчики-наблюдатели

12:01 18 августа 2019
1257
0
alt=

День авиации отмечают в России в этом году 18 августа. Это профессиональный праздник всех, кто связал свою жизнь с небом: летчиков, пилотов, специалистов инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России. Краевое предприятие «Приморская база авиационной и наземной охраны лесов» уже 65 лет оберегает «зеленое море» тайги от природных катастроф. Предприятие занимается авиационным мониторингом приморских лесов, предотвращает, выявляет и ликвидирует лесные пожары. «Приморская газета» узнала у заместителя начальника авиабазы по летной службе Георгия Леонова какова небесная романтика для тех, кто не сидит за штурвалом.

Кстати
Заместитель начальника авиабазы по летной службе Георгий Леонов родом из Кавалеровского района. Пришел на Приморскую авиабазу десантником-пожарным в 2013 году. Как он сам говорит, просто нужна была работа. На следующий год уже отправился в командировку в Якутию в числе 25 парашютистов-десантников на тушение лесных пожаров. За работу в тяжелейших условиях команду наградили благодарностями правительства Якутии и Рослесхоза.
Потом Георгий окончил курсы первоначальной подготовки летчика-наблюдателя. Обучение он проходил на Центральной авиабазе страны в городе Пушкино Московской области.
Образование и опыт работы десантником-пожарным позволили сначала стать руководителем Кавалеровского подразделения, а потом — заместителем начальника авиабазы по летной службе.

Самая редкая профессия в мире

370 человек — именно столько летчиков-наблюдателей во всей России. Сокращенно эту специальность называют летнаб или летчик-лесник. Этот специалист следит с воздуха за всем, что происходит в лесу, а потом оперативно сообщает пожарным, экологам и спасателям обстановку. В задачу летчика-наблюдателя входит обнаружение лесного пожара и прогнозирование его развития, исходя из погодных условий, особенностей местности, а также координация с воздуха работ наземных групп парашютно-десантной службы.

Сегодня в штате «Приморской базы авиационной и наземной охраны лесов» всего пять таких уникальных специалистов. Как говорит заместитель начальника авиабазы по летной службе Георгий Леонов, этого недостаточно.

— Летчик наблюдатель не сидит за штурвалом, мы сродни штурманам, — сказал замначальника. — Мы планируем маршруты полетов и осуществляем мониторинг пожарной опасности в лесах. Вылетаем на разведку территории, когда класс пожарной опасности поднимается до второго. Это зависит от погоды. Чем дольше стоит сухая и солнечная, тем больше вероятность возгорания: когда высыхает лесная подстилка, класс пожарной опасности сразу увеличивается. В таком случае мы проверяем обстановку через день.

Летчик-наблюдатель не может подняться в воздух не только без пилота, но и без знаний. Практически все летнабы России проходят курсы на Центральной авиабазе страны в Пушкино. В этом году Приморская авиабаза отправляет туда очередного специалиста. Ребята изучают воздушную навигацию, аэродинамику, динамику полета, основы воздуха и крыла. Как сказал Георгий Леонов, наблюдатели должны знать абсолютно то же, что преподают и пилотам.

— Нужно знать основные различия по типам бортов, на которых летаешь: Ми-8, Robinson R44, Ан-2, Ми-2, — рассказал Георгий Леонов. — Нужно знать основное оборудование. Конечно, не так углубленно, как преподают техникам-механикам, но основные мощности бортов и основы приборной доски нужно знать точно.

«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат»

Приморская авиабаза не имеет собственных воздушных судов. Поэтому для работы в воздухе суда арендуются. Предприятие работает практически со всеми компаниями малой авиации. Так, у компании «Гранат» арендуют вертолет Robinson R44. Эта легкомоторная машина хорошо зарекомендовала себя при решении задач, связанных с охраной лесов во многих регионах страны. В Дальнереченске есть самолет Ан-2 компании «Взлет». Как уточнил Георгий Леонов, для перемещения в «дым-точку» парашютистов-десантников хорошо подходит Ми-8 авиационного спасательного центра МЧС России.

— Авиабаза работает с компаниями на договорной основе. Так, с МЧС на осень у нас заключен контракт на 30 летных часов, — рассказал Георгий Леонов. — По мере необходимости мы указываем в своих заявках, где необходимо базирование воздушных судов, туда нам и отправляют борт. В Приморье немного компаний местной авиации, но для наших целей хватает. У нас может быть на взлете порядка семи Ан-2 одновременно. Однако не стоит забывать, что авиация — дело дорогое. Летный час стоит больших денег. Кстати, как отмечают специалисты, самолет содержать дешевле, чем вертолет.
 

На защите лесов

Территория, подконтрольная авиабазе, делится на две зоны — наземную и авиазону. Это зависит от степени отдаленности местности. Если расчетное время прибытия к месту возгорания бойцов авиаотряда более трех часов, значит, его очаг находится в авиазоне и на работу выступают воздушные суда и десантники-парашютисты. Если менее трех часов, то пожарные отправляются на специально оборудованной автотехнике.

— Также к авиазоне относятся труднодоступные места, где не развита транспортная инфраструктура, — разъяснил Георгий Леонов. — А вот места вблизи населенных пунктов считаются наземной зоной, и туда можно добраться на спецтехнике.

Точно нельзя сказать, в какой зоне чаще всего возникают пожары. Горят не только сельскохозяйственные пастбища при палах травы. От выстрела охотника в чаще лес тоже может воспламениться, уточняют специалисты.

— Бывают случаи, когда лесные участки поджигают целенаправленно, чтобы скрыть, например, незаконную рубку, — говорят специалисты.

В Приморье чаще всего подвержены пожарам южные районы края, например, Хасанский или Ханкайский районы. Там поля, степи, и колхозники часто палят траву. Обычно в Приморье пожары происходят в сухую погоду — весной и осенью. Однако в последние годы пожароопасный график меняется. Так, в этом году первые очаги были зафиксированы уже 4 января в результате ветров и бесснежной зимы.

— В 90% или даже в 99% случаев пожары возникают по вине человека, — уточнил Георгий Леонов. — Грозовая активность наступает в Приморье в августе, а также в северных районах, например, в Тернейском. Сейчас погода благоприятная и пока там сухих гроз нет. (Сухая гроза — метеорологическое явление, при котором гроза наблюдается без осадков).

Развитие краевой лесоохраны

На начало года в Приморской авиабазе числилось 58 десантников-пожарных. В этом году увеличили финансирование, что позволило расширить штатную численность до 100 специалистов, на данный момент набрали 95 человек. Тренировка ребят проходила в два потока на площадке аэродрома в Артеме. Работу провели большую, обучили 42 человека, в следующем году планируется обучать парашютистов и лесных пожарных.

Пожарные десантники отрабатывали безопасный спуск с вертолета. Сотрудники изучили теорию, освоили первичные навыки на вышке-тренажере, выучили основные приемы безопасного спуска с вертолета. По словам Георгия Леонова, поставленные учебные задачи выполнены в полном объеме.

— Эта стажировка позволит грамотно и оперативно десантироваться на тушение лесных пожаров в труднодоступной местности Сихотэ-Алиня, а также при командировках в другие регионы Дальнего Востока, — сказал он.

В последние годы финансирование позволяет не только расширять штат, но и закупать новую технику — бульдозеры и другие машины с приставкой «спец». Также удалось восстановить отделение в Артеме: если раньше к нему был приписан только один летчик-наблюдатель, то сейчас в районе базируются уже две группы реагирования и две единицы техники.

Сферы деятельности Приморской авиабазы также сильно расширились. Если раньше организация занималась только тушением лесных пожаров, то сейчас в ее обязанности входит лесовосстановление. На балансе краевого предприятия находится содержание питомника.

Так, сотрудники авиабазы с середины апреля проводят работу по созданию будущих кедровых массивов в Тернейском районе Приморья. Эта северная территория края выбрана для лесовосстановления неслучайно. На тех участках, где в 2008 и 2015 годах проводились сплошные вырубки белой березы на дрова малоимущим гражданам ближайших районов, теперь работает тяжелая бульдозерная техника авиалесоохраны, выполняя государственное задание от департамента лесного хозяйства. Вдоль горных склонов устраиваются полосы шириной 3,5 метра, которые уже этой весной и осенью станут пригодны для посадок саженцев кедра корейского. При раскорчевке бывших лесосек и уборке валунов с пнями специалисты стараются не повредить естественный подрост лиственницы возрастом около 15 лет.

 

Ксения Курдюкова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

В Приморье похолодало. А как вы подготовились к осени?
04.10.2019 — 18.10.2019
Закупил(а) целую аптечка противовирусных препаратов и упаковку носовых платков
19%
5/26
Я приоделся(лась). Осень — время красивых пальто и необычных шарфов
27%
7/26
Готовлю к холодам автомобиль: меняю масло, резину и стеклоомывающую жидкость
19%
5/26
Стараюсь не замечать холодов. У меня вечное лето
27%
7/26
Уже купил(а) билет на самолет. Пережду холода там, где солнце и пальмы
8%
2/26

Добавить объявление