Глубинные образы, где соединяются древние предания и наследие мировой культуры, воплощены в авторских творениях семьи Намдаковых. Таинственно-молчаливые гостьи иных миров встречают гостей в Приморской картинной галерее. Изысканно-серый фон стен подчеркивает яркость каждой куклы. Все 27 утонченных красавиц созданы родственниками: в семье Намдаковых есть свои ювелиры, скульпторы, мастера вышивки. Гости иного мира пробудут во Владивостоке до 18 августа.
Семейный подряд
Кукол создают узким кругом: все производство «завязано» только на родных и близких. Сами образы, эскизы будущих шедевров создает всемирно известный скульптор Даши Намдаков. Их реализацией занимаются уже члены клана: мать, сестры, братья, рассказала на открытии выставки во Владивостоке старшая сестра мастера Доржима Намдакова.
— Мы получаем эскизы, на семейном совете решаем, как должна быть решена кукла. Созадем каркас, придаем идее образы и формы. Деревянные детали, лица из папье-маше, коралловые бусы, парики из волоса яка и конского волоса — наши материалы. Ну а кто что конкретно делает, за время многолетнего сотрудничества решилось само собой: у кого что лучше получается. Например, старший брат занимается каркасом, литьем, Цырма — мастер по обработке кожи, наша мама Буда-Ханда — мастер по работе с волосом яка и так далее, — говорит Доржима Намдакова.
На ней самой — финальная часть: раскрашивание лиц и собирание целостного образа.
Идея такого семейного подряда родилась из детских воспоминаний. Сам Даши (полное имя Дашинима) рассказывает, что все дети росли в атмосфере творчества. И отец, Бальжан — был талантливым художником-самоучкой, жадно стремившимся к знаниям.
Впрочем, начать надо с чуть более ранних времен. Семья Намдаковых принадлежит к роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.
— У нас, конечно, атмосфера была уникальная. Отец любил очень свое дело, так как он был мастером, у него были разные инструменты. У нас были мастерские, где просто на каждом месте лежали то какие-нибудь специальные инструменты: токарные, потом напильники, чего только не было. И если возникала какая-то проблема техническая, все приходили к отцу. Но он у меня увлекался, кроме технических вещей, живописью. Я помню, что в его шкафчиках лежали высохшие масляные краски, кисточки, тюбики. Очень много мы занимались чеканкой, резали по дереву. Его приглашали в Иволгинский дацан. Он приезжал, с мастеровыми людьми украшал дацан. Он вырезал будд, маленькие скульптуры, которые сейчас мы видим в Иволгинском дацане, — рассказывал в одном из интервью всемирно известный скульптор.
Творили все восемь детей семьи Намдаковых. И вот однажды на встрече братья и сестры решили: а почему бы не воскресить ту самую детскую атмосферу? Когда горят глаза и есть абсолютное ощущение того самого своего дела. К которому лежит душа, и для которого пришли в этот мир.
Рождение легенды
Вся семья Намдаковых — буддисты. Особое мировоззрение все братья и сестры впитали, что называется, с молоком матери. Именно она передавала своим детям глубинное понимание веры, смешанное с народными преданиями Бурятии. Эта земля, ее прошлое, ее мифы и легенды стали отправной точкой для создания будущих шедевров. Народный эпос сопровождал всех детей с самых первых дней жизни, вспоминает Даши Намдаков.
— У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. И всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает; всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине, — вспоминал мастер.
Родительское воспитание и детские воспоминания находят свое воплощение в куклах. Сказать, что они полностью основаны на бурятском эпосе, нельзя. Это некий микс традиционных образов и общемировых культурных традиций.
— Конечно, мы не держим специально в голове все эпосы и легенды бурятского народа, но мы же их читали, знаем, помним. Мы не соблюдаем каноны, когда, допустим, продумываем фасон платья. Но все равно в работе мы обращаемся к корням, потому и выходят у нас куклы с такой ярко выраженной этнической изюминкой. Но это не самоцель. Главное — сделать куклу неповторимой, красивой, нашей, чтобы ясно было, что это кукла Намдаковых, — рассказала на открытии выставки одна из представителей семьи Намдаковых Цырма.
На каждую куклу уходит от двух до четырех месяцев. И даже после того, как образ полностью воплощен, еще некоторое время на внутрисемейном совете идет обсуждение: все ли удалось создать так, как было задумано.
Ракушка, Торжество, Медитация, Молитва — это все названия скульптур, ибо назвать шедевры куклами — язык не поворачивается. Играть ими невозможно. Только медитативно любоваться, отмечая с каждым взглядом все новые и новые детали. Где-то вышитую птичку на платье, где-то нежнейшие переливы одного оттенка цвета, грани эмоций, запечатленных на чуть монголоидных лицах. Они все разные, но все же в каждой угадываются образы тех, кто жил в родных деревнях для рода Намдаковых — они вышли из двух деревень Бурятии: Усть-Орот и Укурик. Первое называют «долиной курганов», а второе — «заповедником умельцев».
— В одном из курганов Усть-Орота археологи обнаружили произведения древнего скульптурного творчества. А в селе Укурик — малой родине семье Намдаковых, мастера работают в древней народной технике, — рассказывает искусствовед Надежда Комарова.
Выставка продлится до 18 августа. До этого времени таинственные гостьи из иных легенд ждут жителей Приморского края. Они готовы рассказать внимательным зрителям легенды Байкала и Бурятии. Кстати, не случайно выставка называет «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых». Слово «Ульгер» с бурятского переводится как «сказка, легенда». И именно о них готовых рассказать посетителям сотрудники картинной галереи, говорит заведующая выставочным отделом Наталья Оселедец.
— Мы планируем большую образовательную программу для посетителей выставки, особенно для юных, специальные экскурсии с рассказами о национальных традициях Бурятии, о великих азиатских эпосах, — рассказала эксперт.