Для приморских учителей начальных классов провели тренинг-знакомство с «Яндекс.Учебником» — это бесплатный онлайн-сервис для учителя, который разработали год назад. Сервис позволяет педагогу давать ученикам индивидуальные задания, экономить время на проверке заданий — она автоматическая, и давать детям мгновенную обратную связь, которая позитивно влияет на мотивацию к учебе. О том, как будет развиваться онлайн-образование и как будут учиться наши дети в будущем, «Приморская газета» узнала у директора по стратегии «Яндекс. Учебника» Натальи Чеботарь.
Наталья Чеботарь
— Наталья, скажите, в чем особенность «Яндекс.Учебника»?
— Это не совсем учебник, это цифровой сервис. Чтобы заниматься с его помощью, учителю нужно зарегистрироваться самому, добавить детей и дать им доступ к сервису с согласия родителей.
На данный момент задания доступны для учеников с 1 по 5 класс по математике и c 1 по 4 класс по русскому. В сервисе «Яндекс.Учебник» нет теории, только практика.
— Сколько сейчас заданий вы разработали для маленьких учеников?
— Сейчас специалисты составили уже более 35 000 заданий по математике и русскому языку для начальной школы. Это поможет педагогам работать индивидуально с каждым учеником в классе и заинтересовать детей своим предметом с помощью цифровых технологий. Уже более 600 000 учеников из 79 регионов России выполняли домашние задания и решали задачи в классе в «Яндекс.Учебнике» в прошлом году.
— Ваш цифровой учебник можно назвать умным?
— И полезным! Он позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку — учитель может формировать, удобно и быстро создавать образовательную траекторию каждого ученика, понять, кому лучше дать задание на отработку навыка, чтобы ребенок в комфортном для него темпе тренировался и перешел на следующую ступень хорошо подготовленным к ней, а кому пора усложнить задачу и дать олимпиадную работу.
Это происходит благодаря автоматической проверке и мгновенной обратной связи — вечером учитель приходит домой и уже видит, как каждый ребенок справился с заданием. В классе можно провести мгновенную диагностику и очень быстро понять — усвоил класс тему или нет, стоит ли остановиться и разобрать то, что вызывает затруднения у большинства детей, или можно двигаться дальше.
— Получается, что учитель может следить за динамикой обучаемости каждого ученика практические в онлайн-режиме?
— Да. Наши учителя говорят, что с такой системой работать удобнее — следить за ростом ученика можно в режиме онлайн.
Наша статистика показывает не только факт выполнения задания, но и сами ошибки.
Сейчас у нас на выполнение задания дается три попытки — это не только позволяет ребенку понять, что совершать ошибки не страшно и на них можно учиться, но и снижает уровень стресса. Многие могут вспомнить, как раньше было страшно сделать ошибку. Поэтому история с мгновенной обратной связью и автоматической проверкой дает почти 100% выполняемость заданий.
— Что происходит, если три попытки прошло?
— Ребенок видит правильный результат, и при этом учитель знает, что ученик не смог дать верный ответ самостоятельно, а значит, стоит уделить ему больше внимания, помочь именно с тем, что вызывает трудности.
— У вас есть оценки или баллы? Вот в нашем детстве в начальной школе «звездочки» или «тучки» ставили учителя.
— Мы не ставим оценки. Это решение может принять только учитель. Часто люди думают, что любой может быть учителем, особенно в начальной школе. Подумаешь, ребенка нужно просто обучить писать, считать и читать. Считать учителя начальных классов экспертом, как врача, например, у нас не принято. Однако учитель — сегодня это профессионал, который совмещает в себе множество компетенций. Поэтому при внедрении любых новых технологий надо думать о том, как это может помочь педагогу.
Педагог сам должен решать, сколько времени ребенку безопасно проводить за компьютером и какие задания нужно выполнять в электронном виде, а какие в письменном. Наша задача — дать учителю удобные инструменты, но все, что происходит в классе, — это его выбор и ответственность.
— Получается, что ваша цель — помочь учителю различными сервисами, но не решать за него, каким образом детям давать информацию?
— Да, иногда учитель слишком перегружен, но он в состоянии сам решить, что может помочь ему в его работе.
— А приморские учителя тоже пользуются вашим учебником?
— Да, конечно. В Приморье новым сервисом в прошлом году пользовались уже 169 учителей и 3 180 учеников. Самые активные школы, внедряющие новый формат обучения, находятся в крупных городах края — Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем и Арсеньеве.
— Уже давно наблюдается тренд смешения профессий и дисциплин — появляются геоботаники и биофизики. Скажите, в образовании этот тренд тоже прослеживается?
— Тренд на межпредметность есть, но он не так стремительно развивается. Сейчас мы внедряем тексты из предмета «окружающий мир» (раньше природоведение) в курсы русского языка и математики. Таким образом задания становятся более интересными, и ребенок незаметно для себя изучает и состав предложения, и животный мир.
Курс русского языка в нашем учебнике мы написали полностью сами, русский язык в существующих курсах показался нам недостаточно богатым и живым.
Даже если ребенок выполняет обычные действия — изучает грамматику, морфемику или лексику — ему должно быть интересно. Например, на 23 февраля мы делали проект «Крепости — каменные защитники Отечества».
Выполняя эти упражнения, дети узнавали множество подробностей о крепостных сооружениях в разных частях нашей страны. Например, как строили форты в Кронштадте, какой Кремль в России меньше других, сколько лет возводили самую большую морскую крепость. Дети в рамках математики высчитывали высоту стен и площади крепостей, а в рамках окружающего мира узнавали, из каких материалов строили крепости и по какому принципу.