Порисовать на скульптуре синей девушки, взглянуть на мир под другим углом, увидеть цвет, который на самом деле не существует — такие возможности предоставляет своим посетителям Центр современной культуры «Хлебозавод». Сегодня, 19 сентября, там открывается выставка «Парадоксальные гибриды», сообщает «Приморская газета».
Проект «Парадоксальные гибриды» участвовал в параллельной программе шестой биеннале молодого искусства (Москва, 2018). Куратором выставки стал российский художник Аристарх Чернышев. Он собрал в «Хлебозаводе» 15 работ от молодых отечественных художников.
— Когда художник идет на эксперимент, он сам не знает, чем он закончится. И многие работы рождались не в тот момент, когда художник их задумал, а в процессе реализации. Технологии им позволяют смешивать различные подходы, создают гибкость, — поясняет куратор выставки.
Краска долго не высыхает
«Гибридизировали» и экспериментировали художники довольно остро. Пожалуй, самый привлекающий внимание экспонат — скульптура девушки, а именно медиахудожницы Анны Лялиной. «Тело» — работа о невозвратности прикосновения. Как физического, так и ментального. Анна решила стереть границы между собой и другими и позволила всем желающим изменить «свое» тело. Каждый посетитель может простым прикосновением стереть напыление синего пигмента.
Работе Егора Крафта отведена целая стена
Еще один необычный экспонат выставки — видеоинсталляция Егора Крафта. Автор сообщил в интернете, что придумал абсолютно новый цвет, который не получается смешением красного, зеленого и синего, из которого и состоит привычная нам палитра. Художник уверил, что цвет нельзя зафиксировать с помощью фото или видео: на кадрах виден только серый шум, вроде того, что появляется в телевизоре, когда нет сигнала. На видеороликах можно также увидеть людей, которые якобы увидели этот цвет и рассказали, какой он фантастический.
— Интересно, что на этот ролик обратили внимание производители красок и косметики, представители индустрии моды. И стали писать художнику письма. Им посвящена целая стена в «Хлебозаводе», также есть печатный буклет с этими переписками. Автор пытался увильнуть, но, в конце концов, был вынужден раскрыть себя. Многие из тех, кто связался с художником, оказались, скажем так, во фрустрации: начали оскорблять и говорить, что он отнял их время, — поясняет Аристарх Чернышев.
Еще одна медиахудожница, Анастасия Кузьмина, стала наблюдать за случайными прохожими. Девушка записывала их на видео, а потом распечатывала стоп-кадры и вешала на остановку, поверх рекламного буклета. Реакция людей на знакомую действительность оказалась разной. Прохожие пытались отыскать точку съемки, махали в камеру.
Диалоги с Алисой
А Дарья Чермошанская взяла за основу своей работы диалоги с виртуальным голосовым помощником Алисой от «Яндекса». Она опубликовала на своей страничке в соцсети переписку с Алисой, которая была довольно резка в своих ответах, открыто говорила о вещах, которые под запретом.
— В результате в интернете развернулась широкая дискуссия. Откликнулись и представители «Яндекса», ответив, что работают над улучшением алгоритма. Сейчас Алиса сводит на нет острые разговоры, отвечая уклончиво или переводя разговор на другую тему, — заметил куратор выставки. — Таким образом, художник не только поднимает какие-то важные вопросы, но еще и вклинивается своей деятельностью в вопросы морали и этики технологий. Поскольку технология изначально не обладает моралью, ее границы устанавливает человек.
Куратор выставки Аристарх Чернышев показывает один из шлемов
В стенах «Хлебозавода» представлены и другие не менее интересные работы. Специальные шлемы от арт-команды «Куда Бегут Собаки», например, позволяют взглянуть на мир с другой точки зрения: посмотреть одновременно вперед и назад, с углом обзора в 720 градусов, а также глазами рыбы и насекомого.
— В предыдущем выставочном проекте «Открытие, открытие», организованном на базе «Хлебозавода», мы вместе с гостями центра разбирались, каким образом сообщаются между собой наука и искусство, пытались понять, как и насколько точно они моделируют будущее. Получилось высказывание не только о возможности взаимодействия этих на первый взгляд несоприкасающихся областей, но и об ограниченности человеческих способностей в вопросах постижения мира, о тех уловках, которое наше сознание ставит на пути открытия неведомого. Новый проект затрагивает схожие проблемы, но делает акцент на настоящем, на том, что происходит здесь и сейчас: каким образом нам удается лавировать в непрерывном инфопотоке, способны ли мы раздвинуть рамки нашего восприятия действительности, и как мы отнесемся к тем, кому это удается уже сегодня, — говорит главный куратор центра Ольга Бурасова.
Выставка продлится в Центре современной культуры «Хлебозавод» (ул. Семёновская, 9) до 24 января. Также жителей Владивостока ждут интересные гости, просветительские программы и кинопоказы.