Фестиваль «Литература Тихоокеанской России», или же сокращенно «ЛиТР», собрал на своих площадках несколько тысяч писателей, читателей, публицистов и критиков. Мероприятие, появившееся только в 2018 году, стало событием в культурной жизни всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2019 году участие в «ЛиТРе» приняли писатели из Южной Кореи, Китая, Вьетнама — всего пять стран отправили своих литературных послов на встречу во Владивосток. О судьбе поэзии и прозы, их будущем говорили на 12 площадках. Эксперты уверены, благодаря «ЛиТРу» культура не только Приморского края, но и всей страны может преодолеть разобщенность и повысить градус счастья общества, сообщает «Приморская газета».
Место действия — город
В 2018 году литературный фестиваль был ограничен кампусом ДВФУ. Красиво, но неудобно для горожан, решили организаторы. И потому в 2019 году «ЛиТР» пошел в народ, а точнее в город. Причем в прямом смысле. На 12 площадках краевого центра проходили лекции, мастер-классы, дискуссии и презентации. Адмиральский сквер, библиотека «БУК», Театр молодежи — вот далеко не полный список мест, где на три дня литература стала главной темой дискуссий. Желающих обсудить настоящее и будущее этого вида искусства не остановили ни открытые площадки (например у фонтана), ни холодный май. Люди приходили заранее, чтобы успеть занять места.
— Я рад, что ЛиТР становится традицией. После прошлого фестиваля мне на почту приходило очень много писем, как от читателей, так и от писателей, с положительными откликами и просьбами провести мероприятие во второй раз. Востребованность фестиваля показала, что мероприятие нужно Тихоокеанскому региону, и я надеюсь, что оно станет большим культурным событием для страны и всего мира! — отметил на неофициальном открытии исполнительный директор и соучредитель фестиваля, глава интеллектуального клуба «КультБригада» Вячеслав Коновалов.
В поисках героя
Герой нового времени — тема, заданная еще в середине 19-го века Михаилом Лермонтовым, своей актуальности не теряет. Именно вопрос о том, кто ныне является выразителем чаяний современных людей, стал ключевой темой для фестиваля 2019 года. Представитель среднего класса, первопроходец, успешная женщина — реалии жизни каждый день предлагают свое олицетворение. Однако чей образ останется в будущем, и по какому типажу лет через 100 люди будут пытаться понять, чем и как жили россияне 21 века? На эту тему говорили на открытии «ЛиТРа».
— Твердо убежден: искать нового героя новой России нужно не в дебрях постмодернизма и не ради получения каких-то материальных благ, — убежден журналист и поэт из Владивостока Александр Куликов. — Многие ошибочно понимают под героем того, кто все время совершает какие-то подвиги, борется с чем-то и кем-то, кого-то спасает, кого-то куда-то ведет и является для всех примером. По мне истинный литературный герой — это персонаж, лучше всего выражающий свое время.
А вот писатель Андрей Геласимов убежден, что современная молодежь мыслит мемами. И с этим надо считаться тем, кто создает свои произведения.
— Я веду первый курс в университете — это вчерашние школьники. И весь первый семестр я испытывал шок. Их герои — это мемы. Это поколение мемов. Это та специя, которая уже добавлена в сознание молодежи. Но меняются не только они, но и мы с вами. Я обращался к своим сыновьям и спрашивал, почему им это смешно. Они мне объясняли. У меня весь первый семестр ушел на то, чтобы начать прислушиваться к тому, что волнует современную молодежь. И каков он их новый герой, — высказался писатель.
Сплошные звезды
Россия традиционно славилась особым отношением к писателям. Именно они, воплощая основные идеи своего времени, становились объектами поклонения, споров и дискуссий. Еще Александр Пушкин отметил, что «поэт в России — больше, чем поэт». Если слегка перефразировать, то утверждение можно распространить на всю литературу. Конечно, каждый находит своего писателя. Для кого-то выразителем его мира становится многодетный отец, патриот и герой Донбасса Захар Прилепин, для кого-то — лауреат премии «Русский Букер», автор-исполнитель Михаил Елизаров, а для кого-то — создатель «Дозоров» Сергей Лукьяненко. «ЛиТР» уже второй год собирает во Владивостоке наиболее актуальных писателей. Причем не только России.
— Фестиваль «Литература Тихоокеанской России» собрал не только лучшие творческие силы Приморья, Дальнего Востока, но и представителей творческой интеллигенции стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нам очень важно, что мероприятие все больше и больше втягивает в свою орбиту молодежь. Здесь представлены произведения детской литературы, которые интересны всем людям, живущим на территории Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона, — отметил на открытии фестиваля губернатор края Олег Кожемяко.
В этом году гостями «ЛиТРа» стали уже упомянутые Захар Прилепин, Сергей Лукьяненко, а также Андрей Рубанов, Юрий Поляков, Андрей Аствацатуров, Сергей Шаргунов, Евгений Водолазкин, Лев Данилкин.
По мнению корифеев российской литературы, фестиваль позволяет преодолеть разрозненность культуры, которая есть в современной России.
— У нас очень большая страна. В последние годы разрозненность культуры очевидна, так как большие пространства тяжело преодолевать не только людям, но и книгам. Культура должна развиваться в совокупности, ведь не валовой продукт и объем производства делают человека счастливым, а его культурный мир, — отметил писатель Павел Крусанов.
Не только на русском
Событием «ЛиТРа» 2019 года стала международная площадка. В прошлом году во Владивостоке рассуждали о литературе ближайшего соседа Приморья — КНР. Сейчас же искали общие знаменатели для пяти стран. Мосты навстречу друг другу строили писатели, поэты и литературные деятели из Франции, Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама
— Без понимания литературы и культуры другой страны мы не сможем понимать смыслы и менталитеты наших соседей. А без этого невозможно построение каких-либо экономических отношений, — обозначил важность секции директор Дальневосточного филиала Фонда «Русский мир» Александр Зубрицкий.
Главное, что объединяет все станы, — это востребованность русской классической литературы. Во всем мире до сих пор читают произведения Пушкина, Достоевского, Толстого. Спорят об актуальности героев и ищут их преломление в современном мире. Однако та литература, которая создавалась в России во второй половине 20-го века осталась за бортом читательского интереса. Что приводит к некой однобокости восприятия страны целиком.
— Наступило время серьезно подумать о культурных контактах. Особенно о литературе, потому что без нее мы не сможем создать прочную базу взаимоотношений. Нам надо переводить не только современную прозу, но и поэзию, и замечательные пьесы. Этот вопрос необходимо решать вместе с российскими специалистами, критиками, издателями, писателями, — подчеркнул проректор университета иностранных языков «Ханкук» господин Ким Хен Тэк.
Во Вьетнаме русская литература составляет всего 5% — 10% от общего книжного рынка страны. Эта ситуация мешает формированию продуктивного диалога между жителями стран. До сих пор зарубежные читатели живут вынесенными из прошлого стереотипами о русских.
— Русские эмигранты внесли значительный вклад в культуру принявших их стран, прежде всего Франции. Ведь с 1924 года Париж стал политической и культурной столицей зарубежной России. И русские эмигранты достойно представляли русскую культуру во всех проявлениях: литературе, искусстве, философии, театре, музыке, науке и общественной мысли, — отметил филолог-славист Ренэ Герра.
Единственная страна, в которой современная русская литература представлена в полном виде, — это Китай. Здесь переводят и издают периодику и антологии лучших произведений.
— Кроме журналов, которые печатают современную российскую литературу, у нас существуют и издательские проекты. Первый выпуск современной российской литературы случился в 1999 году, через четыре года другое издательство выпустило 7 книг лауреатов Нобелевской премии. Это был второй крупный издательский проект. Издательство «Народная литература» выбрало самый лучший роман года, и с 2002 по 2017 год в эту номинацию вошли 10 романов российских авторов, — рассказал директор Института русского языка Хэйлунцзянского университета господин Сунь Чао.
Итак, второй «ЛиТР» прошел. Он выявил те проблемы, которые можно попробовать решить в следующем году. Однако фестиваль позволил выявить главное — современные россияне, независимо от места жительства, читают. Конечно, литературные предпочтения у старшего поколения и у молодежи различаются. Но так было всегда и вряд ли изменится в ближайшее время. Хотя, как стало понятно по итогам фестиваля, сейчас читать предпочитают литературу историческую, краеведческую и классическую. Но главное, что читают.