29 апреля во Владивостоке презентовали предварительные итоги исследования образовательной среды региона. Его с 23 по 29 апреля провели специалисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) совместно с Дальневосточным федеральным университетом. Социологи заметили, что в регионе много инфраструктурных возможностей и ресурсов, но вместе с тем этот потенциал используется не до конца, сообщает «Приморская газета».
По словам руководителя исследования, научного сотрудника Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Хавенсон, цель исследования состояла в том, чтобы проследить путь местных инноваторов в образовании, собрать их истории. Кроме того, нужно было нанести на карту их проекты и доступные им возможности для развития.
— Мы собрали очень междисциплинарную команду. В нее вошли исследователи и научные сотрудники в области образования, социологи. Также с нами приехали политологи, журналисты, экономисты и филологи. На сегодняшний момент мы собрали уже 86 интервью в регионе и 70 кратких описаний проектов. В целом мы проведем около 100 интервью, — отметила руководитель исследования Татьяны Хавенсон.
Читайте также:
Учителем года в Приморье стала педагог из Чугуевки
Социологи выделили драйверы развития местной образовательной системы. По их словам, в регионе много инфраструктурных возможностей и ресурсов (площадки, федеральные проекты, муниципальные грантовые программы Владивостока). Важную роль играют и инициативные проекты, вокруг которых формируется сообщество инноваторов. Среди других выявленных драйверов развития — работа методических центров в муниципалитетах, очные сетевые мероприятия, школьные кластеры, а также возможности кооперации с азиатским регионом. Есть и барьеры, которые препятствуют развитию инновационной деятельности. Среди них, например, плохая коммуникация, низкая заинтересованность целевой аудитории и дефицит кадров в сфере образования.
Исследователи пришли к выводу, что в региональном инновационном ландшафте действуют не только крупные программы, но и низовые инновации (те, которые исходят от людей на местах, а не «сверху», — «ПГ»). По словам представителей ВШЭ, Приморью необходимо развивать среду для поддержки проектов на ранних стадиях. Среди других результатов работы — выводы о том, что потенциал инфраструктуры используется не до конца, а местная образовательная система консервативна и закрыта.
Как сообщила заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Елена Харисова, в целях поддержки образовательных инициатив университет планирует провести фестиваль инноваций.
— Мы совместно с другими структурами, в том числе краевым институтом развития образования и Школой педагогики, хотим провести масштабный фестиваль инноваций, на котором каждый учитель сможет представить свою разработку. Думаю, такое мероприятие может стать ярким событием, которое поможет подержать инноваторов. ДВФУ может стать инфраструктурной и экспертно-консультативной площадкой, а работу по выявлению идейных учителей и поддержке их инициатив проведут директора наших Школ, а также специалисты краевого института развития образования, — отметила заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Елена Харисова.
Директор департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ Михаил Сивцев отметил, что в регионе развивается и движение WorldSkills.
— Недавно было опубликованы результаты конкурса на выделение грантов из средств федерального бюджета на формирование мастерских по компетенциям WorldSkills. Два учебных заведения Приморского края — Владивостокский судостроительный колледж и находкинский колледж — получили поддержку. Кроме того, всё чаще наши студенты стали занимать призовые места на всероссийском этапе чемпионата WorldSkills. И таким образом профобразование Приморского края, пусть не так быстро, как хотелось бы, но движется вперед, — поделился Михаил Сивцев.
Отметим, презентация итогов исследования состоится во время Восточного экономического форума, который пройдет с 4 по 9 сентября.