Наталья Боровая: «Пусть я на коляске, но я — не инвалид»

14:21 17 июля 2016
2116
0
alt=

— Самое ужасное, что первое время ты даже не подозреваешь, что болеешь, — рассказывает жительница Владивостока Наталья Боровая, глядя на стоящую за диваном инвалидную коляску. — Просто однажды у тебя подворачивается нога, потом еще и еще раз. Ты списываешь все на неудобные туфли, камешек, который попал в обувь. Потом становится все сложнее подниматься по лестнице. И в конце концов просто перестаешь ходить.

Наталья с Мулей

Три года назад 40-летней женщине поставили диагноз — боковой амиотрофический склероз (БАС), при котором в организме постепенно погибают все нейроны, приводящие мышцы в движение. Лекарства от него еще не придумали. Свой диагноз Наталья решила не воспринимать как приговор. Скорее, он стал для нее стимулом как можно больше успеть попробовать в жизни. За прошедшее время она научилась рисовать картины левой рукой, а сейчас осваивает чарльстон, зумбу и ча-ча-ча на коляске. Об этом сообщает «Приморская газета».

Футляр для шпаги

Комната Натальи Боровой способна многое рассказать о своей владелице. За стеклом в шкафу блестят кубки и награды, рядом с ними — фотографии улыбчивых людей. Прислонившись к шкафу, стоит шпага в запыленном футляре. Стены увешаны картинами с видами Владивостока. Сама женщина сидит на диване, рядом столик с ноутбуком. Ноутбук открыт, на страничке в соцсети ярко мигают сообщения. По бокам — два кота, один из которых торопливо спрыгивает и бежит навстречу гостям, словно чувствует себя здесь настоящим хозяином. С тех пор как оказалась в инвалидной коляске, Наталья почти не встречает пришедших самостоятельно.

— Это Боря и Муля, — знакомит с котами Наталья.

У нее приветливая улыбка и звонкий голос, и это абсолютно не производит впечатления, что женщина чем-то больна. Разве что аппарат искусственной вентиляции легких на тумбочке за диваном да инвалидная коляска поодаль напоминают о болезни.

— О чем вам рассказать? О болезни или спорте? Давайте о спорте, у меня с ним более долгие отношения, — хозяйка быстро берет беседу в свои руки. — С четырех лет я — в фигурном катании, с 11 до 18 лет занималась фехтованием. Помню, возле дома секция фехтования открылась, так все мальчишки и девчонки из класса туда записались. А остались единицы.

Подготовка к поединкам и выезды на соревнования — учеба в школе фехтования во многом определила дальнейшую судьбу Натальи. Там ей впервые захотелось стать тренером–преподавателем, чтобы прививать детям любовь к спорту и открывать для них те возможности, которые он может дать. Частично ее мечта сбылась. После школы был Хабаровский институт физической культуры и спорта, а после — работа преподавателем по физвоспитанию в медицинском колледже Владивостока.

В 2012 году была свадьба и большие планы: дети, дальние путешествия. А через год после торжества — авария, травма ноги и диагноз БАС — заболевание, от которого пока не изобрели лекарства.

— Когда мне выдали карточку инвалида, пусть и сроком на год, я была в большом шоке. Весь 2013 год мы с мужем ездили в разные клиники, реабилитационные центры. Надежда на выздоровление, конечно, еще оставалась, — вздыхает Наталья.

Наталья — мастер спорта по фехтованию

«Главное не потеряться»

— Самое важное, когда только поставили диагноз, — не потеряться, — уверена Наталья Боровая. — Многие люди, получая карточку инвалида, тут же отчаиваются. А делать этого никак нельзя — болезнь сломает. Нужно как можно дольше сохранять активность, посвящать себя любимому делу, проводить больше времени с близкими.

В борьбе с коварной болезнью бойцовский характер Натальи проявился сполна. Когда пришлось уйти с любимой работы из-за инвалидности, она попросила оставить ее в колледже в качестве лаборанта. Еще около года на рабочее место на костылях приходила, с удовольствием наставляла и консультировала тех, кто ее не забывал как преподавателя.

— Первое время девчонки мои постоянно ко мне в лаборантскую приходили, обратно звали. Говорили: «Как же мы без вас, давайте возвращайтесь, скорее выздоравливайте». А потом уже и ко мне домой заглядывали, капельницы ставили, последние новости рассказывали, — вспоминает Наталья.

Следующий удар болезнь нанесла тогда, когда вместе с ногами стала правая рука отниматься. Понимая, что скоро не сможет самостоятельно подписывать документы, женщина решила научиться писать левой рукой. В ход пошли прописи для первоклашек: галочки, крючочки, буквы, печатные и прописные... Через полгода левой рукой Наталья научилась все делать так же бегло, как когда-то правой. В процессе она увлеклась рисованием. Сейчас все стены в квартире Боровых украшают ее картины — пейзажи со всевозможными видами Владивостока.

Наряду с рисованием Наталья увлеклась танцами. Казалось бы, человек, у которого обе ноги и правая рука частично парализованы, не может выйти на паркет. Но нет, женщина нашла выход из создавшегося положения: она занимается танцами на коляске, где наравне со всеми, больными и здоровыми, разучивает вальс, зумбу, ча-ча-ча и чарльстон.

А еще она возобновила занятия фехтованием. К имеющемуся спортивному разряду (Наталья — мастер спорта по фехтованию) добавился еще один — 1-й разряд по фехтованию для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. В 2013 году она, победив в региональном отборочном этапе, даже ездила на Всероссийский чемпионат по фехтованию на колясках в Москву, где заняла восьмое место.

— Результат, конечно, невысокий, но это было так здорово — оказаться в финале, — улыбается собеседница.

В ближайшее время Наталья Боровая готовится учить ребят фехтованию. Во Владивостоке планируют открывать новую школу и ее приглашают помогать в учебном процессе.

— Мне очень, очень нравится во всем участвовать, хочется полной жизнью жить, поэтому я с радостью рассматриваю все предложения, — делится Наталья. — Понимаете, пусть я — на коляске, но я — не инвалид. Я верю, как и все БАСовята, что только временно болею. Когда-нибудь мы все обязательно выздоровеем.

Сила духа

Разговор с отцом Дмитрием

С другими БАСовятами Наталья познакомилась во время поездки в Москву в начале этого года. В феврале у нее начались проблемы с дыханием. По ночам женщина начала просыпаться от того, что ей не хватало воздуха. Встал вопрос о покупке аппарата искусственной вентиляции легких — дорогостоящего оборудования, которое супругам было не по карману. За помощью они обратились во Всероссийский благотворительный фонд помощи людям с БАС и другими нейромышечными заболеваниями «Живи сейчас», где для них купили аппарат. Но следом возникла следующая сложность — доставлять хрупкий груз в Приморье в транспортной компании отказались. Плюс потребовалось присутствие самой Натальи в столице, чтобы специалисты настроили аппарат под нее.

— Авиабилеты стоили 70 тысяч, а денег тогда совсем не было, — делится женщина. — Что делать, объявили о сборе средств в Интернете. Честно, я не верила, что люди будут отзываться. Но кто-то перевел 50 рублей, кто-то — 20 тысяч, и сумма набралась. Очень жалею, что не знаю всех, кто помог мне, но бесконечно им благодарна. Если бы этих людей не было, я бы в Москву не полетела и с вами бы сейчас не разговаривала.

Поездка в Москву подарила Наталье не только аппарат ИВЛ, но и новых друзей из России, Украины, Белоруссии, Польши. С каждым из них она поддерживает связь по интернету.

— 19 июня в Москве Васильковый пикник был, — улыбается Наталья Боровая. — Васильковый потому, что строение цветка похоже на строение двигательных нейронов, которые губит наша болезнь. Все на пикнике в васильковых венках были. А у меня поехать не получилось. Так переживала... А они мне вечером по скайпу позвонили и показали все, что у них там происходило. Тут же курьер в дверь постучал, с тортом и цветами. Это они из Москвы заранее заказали, чтобы мне к нужному времени все доставили. Так я как-будто с ними побыла.

Сообщения, звонки — общение не прерывается ни на день. Боль и радость каждого здесь переживают как собственную. Вот и сейчас по скайпу звонит отец Дмитрий — священник из украинского города Бердичева. Он тоже болеет БАС и последний год полностью парализован. При нем — речь да взгляд теплый, как солнце.

— Знаешь, ты не поймешь своего счастья, пока можешь просто так руку под подбородок положить, ложку до рта донести, сам переодеться, — делится служитель. — Когда болезнь приходит, все меняется. Не нужно уже ни квартиры, ни машины, ни сексуального влечения до 90 лет. Вот я вчера начал задыхаться — ужас, как страшно было. Все мы люди, все боимся. А сегодня опять нормально дышу — разве не счастье?

СПРАВКА «ПГ» 
Боковой амиотрофический склероз или БАС — сравнительно молодое и очень редкое заболевание. Патологию открыли в 1939 году, и встречается она приблизительно у одного–трех человек из 100 000. В организме с возникновением БАС происходит примерно следующее. Двигательные нейроны, которые отвечают за передачу мышцам импульсов к движению, постепенно начинают отмирать. За ними погибают и мышцы от бездействия. По информации департамента здравоохранения Приморья, в крае проживает порядка 30 больных боковым амиотрофическим склерозом. Пациенты с таким диагнозом имеют первую группу инвалидности и, как следствие, имеют право на ряд льгот, среди которых — получение ежемесячной пенсии, сниженная стоимость проездных билетов, бесплатное предоставление лекарств, выписанных по рецепту

 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление