Когда мы приобретаем бытовую технику, то в тайне надеемся, что гарантийный талон, который прилагается к покупке, нам никогда не понадобится, а новая техника будет исправно работать долгие годы. Но случается, что уже через пару месяцев, а то и дней после покупки самый надежный и современный смартфон/ноутбук/телевизор/холодильник выходит из строя. Как в таких случаях должен действовать грамотный потребитель? Во-первых, нужно знать: если гарантийную технику увозят в ремонт, покупатель имеет право на замену. Продавец должен предоставить на период ремонта товара длительного пользования другой товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. Об этом «Приморской газете» рассказали специалисты Роспотребнадзора.
Если в течение гарантийного срока потребитель обнаружил в товаре длительного пользования (холодильник, ноутбук, сотовый телефон, телевизор и др.) недостаток и для его устранения решил сдать товар на ремонт в авторизированный сервисный центр, он имеет право потребовать у продавца (уполномоченной организации) во временное пользование аналогичный товар на время полного устранения недостатков.
Согласно части 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан по требованию покупателя в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Споры между продавцом и потребителем зачастую сводятся к различному толкованию понятий «товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами», «аналогичный товар».
Действующим законодательством в области защиты прав потребителей не определены понятия «основные потребительские свойства товара», «аналогичные товары». В данном случае следует учитывать следующее. Согласно пунктами 2, 3 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товаров для компетентного выбора. Такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В технической документации, предоставляемой изготовителем товара, указываются общие характеристики товара, определяющие его функциональные возможности.
Параметры товара, определяющие его функциональные возможности и указанные в технической документации на товар, является синонимом понятия «основные потребительские свойства» товара.
Потребитель с учетом полученной информации определяет для себя, какие потребительские свойства товара для него являются основными, определяющими его выбор.
В то же время требование предоставить на период ремонта конкретный товар, идентичный ремонтируемому, выходит за рамки обязанностей продавца и может быть расценено судом как злоупотребление потребителем своим правом. Другими словами, если взамен вашего навороченного айфона вам предлагают попользоваться боле скромной моделью, возмущаться не стоит.
Также нужно знать, что требование о безвозмездном предоставлении замены на период ремонта распространяется не на все виды товаров.
Вот список исключений:
— автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прогулочные суда и плавсредства, прицепы и номерные агрегаты к ним, мебель;
— электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами:
— электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, электрогрелки, электробинты, медицинские электрорефлекторы, электропледы, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы;
— электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи:
— бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электрообогреватели;
оружие:
— основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.