Крупнейшие мировые экспресс-перевозчики заявили о прекращении доставки в Россию всех товаров для личного пользования, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах. Вслед за ними некоторые зарубежные интернет-магазины приостановили работу с российскими потребителями. Мнения экспертов разделились. Одни говорят, что большинство россиян изменения не коснутся. Другие предрекают обращение жителей к отечественному онлайн-ритейлу.
На прошлой неделе экспресс-перевозчики крупнейших международных компаний DHL, DPD, FedEx, UPS, через которые в РФ приходят грузы, в том числе из интернет-магазинов, объявили своим клиентам о том, что прекращают импорт посылок с товарами для личного пользования в Россию.
– Изменения связаны с усложнениями в порядке оформления таких грузов, – объясняют перевозчики в письме клиентам. – Учитывая, что для экспресс-доставки характерна высокая скорость и надежность обслуживания, а законодательство России несколько изменилось, члены ассоциации не могут предоставить тот уровень сервиса, который ожидается клиентами.
Позднее глава ассоциации экспресс-перевозчиков Владимир Саркисов опроверг эту информацию. По его словам, в Интернет попал проект письма, который был направлен для обсуждения членам ассоциации.
– Консолидированной позиции операторов по этому вопросу нет, каждая компания будет принимать решение самостоятельно, – заявил Владимир Саркисов.
Тем не менее после этого один из крупнейших игроков на российском рынке экспресс-доставок компания DHL заявила о том, что прекращает в страну импорт любых товаров личного пользования.
– С 27 января 2014 года компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех товаров для личного пользования, – заявил вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко.
Причину он назвал все ту же – новые таможенные правила. Не исключено, что речь шла об изменении перечня документов, требуемых для декларирования на таможне посылок из интернет-магазинов. Как сообщали федеральные СМИ, новшества вступили в силу с 4 января. В новый перечень, в частности, вошли оригинал выписки с банковского счета, копия банковской карты, а также объяснительные на случай, если адрес доставки товара получателю не совпадает с адресом его регистрации, или если оплата проводилась с чужой банковской карты. Впрочем, Федеральной таможенной службой эта информация была опровергнута. В пресс-службе Владивостокской таможни корреспондента «Приморской газеты» также уверили, что никаких новых таможенных правил в отношении товаров из зарубежных интернет-магазинов не вводилось.
Однако ситуация продолжала развиваться не в пользу потребителей. Зарубежные интернет-магазины начали отказываться от доставки товаров в Россию. 25 января об этом заявили на своих сайтах крупные онлайн-ритейлеры, специализирующиеся на продаже одежды: Net-a-porter.com, Theoutnet.com, Shopbop.com и Easdane. Интересно, что они также ссылались на новые таможенные процедуры, которые, по заверению властей, не вводились.
В Национальной ассоциации дистанционной торговли уверяют, что российских потребителей ситуация почти никак не затронет, так как на долю экспресс-перевозчиков приходится не более 5% всех доставляемых из-за рубежа посылок. А объемы таких перевозок из зарубежных интернет-магазинов составляют около 1% от всей почты этого типа.
– Проблемы пока возникают только у экспресс-перевозчиков – компаний так называемой «большой четверки», – заявил президент Ассоциации Александр Иванов. – По моему мнению, это связано с тем, что все они не имеют российской почтовой лицензии и действуют на территории РФ в качестве грузоперевозчиков, а не операторов почтовой связи. Почтовое законодательство России предусматривает для них более сложную таможенную процедуру и, если не ошибаюсь, ограничение $200 за посылку.
По его словам, все компании – почтовые операторы, как-то: СПСР, Pony Express, DPD и т.п. (у всех есть почтовая лицензия) работают в прежнем режиме.
– Кто пострадает? Те, кто покупает на сайтах зарубежных интернет-магазинов, где для России не предлагается никакой альтернативы, кроме экспресс-перевозки, – уточнил Александр Иванов.
Однако некоторые эксперты считают, что вскоре россияне начнут отказываться от зарубежных онлайн-покупок.
– Потребителю из-за этой мороки проще будет отказаться от покупок за рубежом, – говорит глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – И, естественно, он начнет покупать товар в российских интернет-магазинах. Даже если цены там в несколько раз выше.
Андрей Стрельников