Минфин предлагает снизить стоимость необлагаемой пошлинами покупки товаров через интернет от €1 тыс. до €150. По словам экспертов, эта мера поможет уровнять условия деятельности для стационарной и электронной торговли. Издержки нововведения, при этом, лягут на потребителей.
Настоящие «Тимберленды» по цене 3 тыс. за пару, модные гаджеты в разы дешевле магазинных, набор книг на семестр, которые не найдешь в своем городе – интернет–шоппинг в двадцать первом веке решил массу проблем. Все, что хочешь, можно купить в виртуальном мире почти без наценки и сделать своим в реальном мире в течение месяца.
Совсем скоро ситуация может в корне измениться. Глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов выступил с инициативой снизить стоимость необлагаемых пошлинами интернет-покупок от €1 тыс. до €150, сообщает «Российская газета». То есть теперь без переплаты можно будет купить в семь раз меньше товаров. Напомним, таможенная пошлина при покупке через интернет на сумму более €1 тыс. на данный момент составляет 30% от ее стоимости.
Инициатива Антона Силуанова направлена на уравнивание условий для участников рынка, представляющих виртуальные и реальные точки продаж и обеспечение дополнительных поступлений в бюджет. Ведь сейчас ни пошлин, ни НДС, ни налог на прибыль с товаров, доставляемых через заказ по интернету, не взимается.
– Онлайн-торговля не облагается налогами, и это обстоятельство создает нездоровую конкуренцию между реальными торговыми сетями и виртуальными, – отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина. – Понятно, что интернет-магазины – это удобно, это востребовано, и в будущем их количество будет только расти, но давайте будем справедливыми. Риски, издержки и другие атрибуты торговли присутствуют и в реальных, и виртуальных магазинах. Так почему с одних взимаются налоги, а с других нет? Если мы говорим о цивилизованном бизнесе, равное положение для участников рынка одной отрасли должно быть закономерным!
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Калягина снижение стоимости беспошлинных интернет-покупок не только приведет к здоровой конкуренции, но и создаст защиту внутреннего российского рынка.
– Подобная инициатива направлена, в первую очередь, на продвижение интересов крупных российских игроков электронной торговли, – объясняет аналитик. – Теоретически дополнительные издержки, снижающие привлекательность предложений зарубежных операторов, могут привести к частичной переориентации покупателей на локальный рынок и росту конкурентоспособности локальных компаний.
По словам сотрудника УК «Финам», иностранные игроки находятся вне фискального поля и не несут затрат на развитие локальной электронной коммерции в части инвестиций в инфраструктуру и остаются в положении более выгодном, чем внутренние. Дополнительные барьеры позволят частично нивелировать дисбаланс, но издержки в данном случае будут перемещаться на потребителей. В это же время, вряд ли такие меры приведут к серьезному изменению структуры рынка, так как стоимость зарубежных онлайн-покупок российских пользователей, как правило, ниже пороговых значений.
Нарушение здоровой конкуренции – одна из основных претензий, предъявляемых к онлайн-торговле. Проблему составляет и то, что существующие ограничения смекалистые пользователи давно научились обходить. Нет доставки в Россию – пожалуйста, регистрируемся на специальном созданном для этого сайте, получаем адрес где-нибудь в Америке или Германии, отправляем посылку туда, а затем, когда придет, в пару кликов перенаправляем товар в нужное место. Заказ стоит более €1 тыс. – разбиваем его на несколько мелких и избегаем затрат. Понравилось что-то в родном городе? Меряем, трогаем, пробуем на вкус и затем, заказываем по интернету напрямую у изготовителя вдвое, втрое, а то и вчетверо дешевле, минуя накрутки перепродавцов. Решения, как устранить хотя бы выше описанные приемы, пока не найдены.
– У каждого магазина свои клиенты, – говорит управляющая интернет-магазином Massimi.ru во Владивостоке Ольга Антонова. – Тот, кто ценит определенный бренд, представляемый только интернет-магазином, будет продолжать заказывать вещи именно этой марки. Тот, кто не привык покупать втридорога, или кого не устраивает ассортимент в обычных магазинах, при желании найдет необходимое в интернете. К тому же молодежь всегда умудряется найти лазейки, как быстрее, дешевле, выгоднее. При желании и новые препятствия те, кому нужно, сумеют обойти.
Другую проблему в сложившейся ситуации видит коллега Ольги Антоновой.
– У многих товаров, предлагаемых, например, зарубежными магазинами, пока нет российских аналогов, – утверждает управляющий интернет магазином «ЛеПуф» во Владивостоке, Павел Манин. – Поклонники одного товара резко не переключатся на другой из-за снижения стоимости на беспошлинный ввоз. Они начнут тщательнее подходить к выбору, стараться сэкономить. А между тем конкурентный дух поднимается не вместе с пошлинами, а тогда, когда разным участникам рынка есть что предложить. Что-то свое, интересное, уникальное и обязательно качественное, – подчеркнул управляющий.