Оформят без свидетелей

07.10.2014
19

Сотрудники ГИБДД смогут проверить водителя на трезвость без привлечения понятых. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вступают в силу этой осенью. Кроме того, за сокрытие номеров с помощью механической рамки можно будет лишиться прав. Однако, отмечают специалисты, нововведения, касающиеся лишения прав за сокрытие номеров, вряд ли будут работать из-за банальной невозможности определить госзнак нарушителя.

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил ранее принятые Госдумой поправки к КоАП. Нововведения призваны решить ряд спорных моментов, касающихся, в первую очередь, госномеров. Главное новшество отменяет временную меру – снятие номеров за излишнюю тонировку, незаконную установку спецсигналов или езду без прав и с просроченной страховкой до устранения нарушений. Эта мера перестала быть актуальной еще год назад - тогда МВД разрешило дублировать номера без согласования с ГИБДД. Тем не менее, отметил один из инициаторов поправок, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, в случае если «количество нарушений, по составам которых применялось снятие номеров, увеличится, то санкции будут ужесточены».

Вторым послаблением стала отмена административного ареста за неуплату в установленный срок штрафа за нарушение ПДД. В настоящее время у водителей есть 70 дней на оплату, неуплата в срок влечет наложение штрафа в двойном размере или административный арест. Впрочем, подчеркнул Вячеслав Лысаков, это не означает, что о штрафах можно будет и вовсе забыть. Напротив, в скором времени Госдума планирует ввести новую систему взимания пени, а в перспективе неплательщиков будут и вовсе лишать водительских прав.

Другое новшество – принятые поправки разрешают сотрудникам ГИБДД обойтись без присутствия понятых при оформлении административного нарушения, в том числе при проверке водителя на алкогольное опьянение. Но отсутствие понятых будет уместно только в том случае, если их присутствие невозможно обеспечить по объективным причинам, а процесс освидетельствования фиксируется на видеокамеру.

Как подчеркнул Вячеслав Лысаков, возможность снимать освидетельствование на камеру направлена на защиту прав автовладельцев и фиксацию объективной картины происходящего.

– Мы говорим не об отмене института понятых, а о возможности применения технических средств в том случае, когда понятых найти сложно, в том числе если проверка происходит в темное время суток в труднодоступной местности, – заявил  Вячеслав Лысаков «Приморской газете».

Еще одна поправка ужесточает ответственность водителей за скрытие номеров от камеры фиксации нарушения. Соответствующие изменения вносятся в ст. 12.2 КоАП. Сегодня автомобилист может получить штраф до пяти тысяч рублей или лишиться прав на срок до трех месяцев, если госзнаки «оборудованы с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию». Такая формулировка позволяла оставаться безнаказанными тем, кто ставил электрическую рамку с пультом, которая автоматически закрывала знак. Поэтому депутаты уточнили действие КоАП – так, незаконными становятся не только материалы, но и устройства. Кроме того, такое же наказание грозит за попытку каким-либо образом видоизменить госзнак. Административные санкции ждут водителей, пытающихся перекрасить буквы, заклеить номерные знаки скотчем или отклеить светоотражающую пленку.

Необходимость принятия поправок к КоАП зрела в течение всего года, считает Вячеслав Лысаков. Впрочем, добавляет он, в силу напряженного графика работы Госдумы нововведения были отложены и нашли одобрение в лице Совета Федерации только сейчас.

Руководитель регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Владимир Литвинов согласен, что в снятии госномеров в случае излишней тонировки сейчас смысла нет.

– Абсолютно бесполезное занятие – снимать номера, когда закон позволяет изготовить новые, – отметил собеседник «Приморской газеты». – Более того, если что-либо запрещается, то эта мера должна касаться либо всех, либо никого. Если вы посмотрите на спецмашины – они все ездят тонированные, а кто за этими темными стеклами скрывается и по какой причине не несет за это ответственность – неясно.

Также, говоря об отмене административного ареста за неуплату штрафов, Владимир Литвинов отметил, что нужно было озаботиться усовершенствованием системой оплаты штрафа.

– Сама процедура наложения штрафа настолько не проработана, что я даже не готов комментировать нововведения, – заявил руководитель региональной ФАР. – Должен быть проведен комплекс мер для правильного исчисления штрафа, создана единая платежная система. Сейчас порой приходится платить штрафы по два-три раза, поскольку факт поступления денег нигде не фиксируется.

Согласен Владимир Литвинов также и с мерой лишения прав за сокрытие номерных знаков механическими шторками, однако, подчеркнул он, нововведение вряд ли будет работать.

– Абсолютно правильно лишать за это прав, но тут возникает логичный вопрос: а как узнают, что именно этот водитель закрыл номера шторками? – недоумевает Владимир Литвинов. – Вот едет машина, у нее шторки автоматически закрылись, но ведь номера не видно. Единственное решение – каждую машину проверять на наличие механической рамки под номерами.

Мера, разрешающая оформление административных нарушений без понятых вызвала неоднозначную реакцию экспертов. Некоторые говорят, что не видят в нововведении ничего страшного, другие специалисты обращают внимание на возможный коррупционный фактор.

Так, председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что у сотрудников ГИБДД есть возможность использовать видеозапись в своих корыстных целях, особенно если снимать освидетельствование в темное время суток.

– Мы знаем, что не все сотрудники ГИБДД безупречны, – заявил «Приморской газете» Армен Оганесян. – К сожалению, в нашей стране человеческий фактор влияет немаловажную роль, видеоматериал может оказаться не лучшего качества, что может сыграть не в пользу автолюбителя. Но в данном случае ничего не мешает водителю вести параллельно видеосъемку со своего устройства видеозаписи, на это любой гражданин имеет право.

Впрочем, даже разработчик поправок не отрицает теоретическую возможность обойти предъявляемые федеральным законодательством требования, как со стороны должностных лиц, так и со стороны автомобилиста.

– Недобросовестный инспектор ДПС может найти множество возможностей обойти закон, как и недобросовестный водитель, поэтому этот вопрос чисто теоретический, – подчеркнул Вячеслав Лысаков. – Для таких случаев существует надзорный орган – это прокуратура. Если автомобилист считает, что его права были нарушены, он может написать соответствующее заявление либо вышестоящему начальнику тех должностных лиц, которые нарушили права автомобилиста, либо в прокуратуру.

Также депутат отметил, что поправки создавались во избежание ситуаций, «когда понятые являются знакомыми или друзьями тех же сотрудников милиции, которые зачастую дают им формальные данные паспорта для внесения в протокол». По мнению Вячеслава Лысакова, с принятием поправок «пропадает необходимость использовать не очень честные методы работы, когда есть возможность технически в рамках закона зафиксировать все на видеоноситель».

Популярное