Железнодорожные билеты станут невозвратными

21.03.2015
20

Железнодорожные билеты в ближайшее время могут подешеветь. Снизить цены правительство РФ намерено за счет введения невозвратных проездных билетов. Проект соответствующего закона рассматривают депутаты Госдумы. Сейчас сбор за возврат билетов включен в каждый проездной. Если финансовые риски для перевозчика снизятся, компания сможет пересмотреть свои тарифы для россиян, отмечают авторы документа. Впрочем, неизвестно, насколько эффективной окажется инициатива. Эксперты отмечают, что после введения невозвратных авиабилетов серьезного снижения цен не произошло.

Комитет Госдумы по транспорту одобрил в первом чтении законопроект, предусматривающий введение невозвратных тарифов на железнодорожном транспорте. Документ разработали в правительстве РФ. Таким образом государство хочет сократить убытки перевозчиков и, как следствие, снизить стоимость проездных билетов на поезда.

Дело в том, что в железнодорожные тарифы включены убытки, связанные с возвратом проездных документов. По статистике, приведенной авторами инициативы, россияне возвращают в кассы от семи до девяти процентов билетов. Покрывать убытки приходится всем пассажирам без исключения. Ставка сбора за возврат составляет 141,4 руб. с каждого билета. Однако и этих денег недостаточно, чтобы компенсировать потери. Как отмечают авторы документа, в 2012 году перевозчики получили только 344 млн руб. при потерях в 4,5 млрд руб. Соответственно, убытки превысили доходы в 13 раз.

С появлением невозвратных билетов дисбаланс будет ликвидирован, также у перевозчиков появится возможность ввести льготные тарифы, которые будут доступны широкому кругу граждан, утверждают авторы законопроекта.

«Снижение финансовых рисков для перевозчиков позволит увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более дешевым тарифам», – утверждается в пояснительной записке к законопроекту.

Сдать невозвратный билет пассажиры смогут лишь в случае болезни, а также в условиях отмены или задержки поезда. Как указано в документе, перевозчик будет обязан предоставить пассажирам возможность купить билеты как по возвратным, так и невозвратным тарифам. То есть у граждан останется выбор: купить более дешевый проездной документ, который можно будет вернуть только при чрезвычайных обстоятельствах, либо заплатить больше, но получить возможность сдать билет в любой момент.

Обсуждаемая инициатива действительно позволит снизить стоимость билетов, отмечают некоторые эксперты.

– Хотя из текста законопроекта в его нынешнем виде непонятно, будет ли нововведение применяться ко всем сегментам перевозок, уже можно сказать, что вероятность возникновения билетов по ценам ниже базовой стоимости большая, – заявил «Приморской газете» аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Лев Рузавин.

По мнению специалиста, изменения в законодательстве простимулируют перевозчиков разработать новые предложения для пассажиров, например, ввести услугу страхования невозвратного билета. Так пассажир сможет обезопасить себя на случай непредвиденной отмены поездки.

Впрочем, не все специалисты считают, что ввод невозвратных билетов будет во благо. Например, с резкой критикой законопроекта выступили представители Общества защиты прав потребителей (ОЗПП).

– Сейчас потребители вправе отказаться от услуги в любой момент, лишь компенсировав фактические затраты исполнителя. Появление невозвратных билетов будет нарушать данное право потребителей. Мы выступаем категорически против инициативы: транспортники хотят облегчить себе жизнь в ущерб потребителям, – заявил «Приморской газете» председатель ОЗПП Михаил Аншаков.

В своих заключениях правозащитники опираются на опыт ввода невозвратных билетов в авиатранспорте. По их мнению, эксперимент оказался неудачным: серьезного снижения цен замечено не было. Соответственно, не удастся удешевить билеты и на железнодорожном транспорте.

– В условиях монополии на рынке ж/д перевозок ввод невозвратных билетов, скорее всего, выльется в дополнительные репрессии против потребителей. «Пониженность» цены – понятие относительное. Тем более что оценить обоснованность действующих тарифов вряд ли возможно, – заявил руководитель ОЗПП.

Эксперты сошлись во мнении, что законопроект нуждается в доработке. Однако сомнений, что документ в итоге будет принят, у специалистов нет.

– Закон о невозвратных билетах для авиаперевозок уже работает. Соответственно, аналогичные изменения в железнодорожной сфере – вопрос времени, – заключил Лев Рузавин.

Популярное