Благодаря поправкам об обязательном указании закупочной цены на товар владельцы торговых организаций будут меньше наживаться на потребителях, уверены законодатели. Нововведение коснется обычных и интернет-магазинов. Соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме. Однако, по мнению экспертов, контролировать исполнение нормативно-правового акта на рынках Приморья будет крайне сложно, и заниматься этим будет некому. Об этом сообщает «Приморская газета».
Представить, как на деле будет реализовываться в случае принятия закон об обязательном указании закупочной цены на товарах, сложно, уверены эксперты.
– Как быть с коммерческой тайной, свободой ценообразования, которая царит на нашем рынке, со множеством статей, которые регулируют торговые отношения? Кто будет следить за исполнением закона? Возможно, есть смысл сделать действие законопроекта ограниченным. Например, только на товары социального значения, мониторингом цен на которые занимается УФАС. Тогда он будет исполняться, – заявляет председатель Приморской общественной организации защиты прав человека и потребителя «Защита» Сергей Нагорный.
Кроме того, уточняет эксперт, закупочная цена – понятие неоднозначное.
– Не указано, что именно понимать под закупочной ценой. А ведь в нее может входить как начальная стоимость товара, так и его транспортная перевозка, зарплаты продавцов, аренда помещения, реклама и прочее. Рассчитать накрутку очень сложно. И часто сделать это может, наверно, только сам продавец, у которого есть все цифры, – акцентирует Сергей Нагорный.
Цену товара в рыночной экономике определяет соотношение спроса и предложения, напоминает директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин.
– Учитывая возможности некоторых продавцов, получить качественный и популярный продукт они могут и по более низкой цене. Скидкам способствуют давние отношения между предпринимателями, регулярное выполнение взятых обязательств и так далее. Кроме того, можно ведь просто договориться. Закупаю я сельдь у предприятия, чтобы продать ее в моем магазине, кто помешает мне попросить производителя написать цифру больше или меньше той, которая существует в реальности. Мы давно знаем друг друга, нам выгодно сотрудничать, и мы легко найдем общий язык, – замечает он.
Контролировать исполнение закона будет некому, убежден директор.
– Где взять такое количество инспекторов, которые будут ходить и осматривать магазинные полки? И ладно еще если речь о виртуальных площадках и обычных больших супермаркетах, хотя и там раз посмотрят и забудут, а если говорить о несанкционированной торговле, которая во Владивостоке процветает? Тысячи киосков расположены на улицах города. Кто будет мониторить цены там? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, – подчеркивает Александр Латкин.
Напомним, как сообщала ранее «Приморская газета», в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон «О защите прав потребителей». Автор инициативы – депутат Михаил Дегтярев. Согласно поправкам предлагается обязать продавцов обычных и виртуальных магазинов помимо продажной цены товара указывать закупочную. Нормативно-правовой акт затронет и точки общепита. Владельцев заведений заставят указывать себестоимость каждой предлагаемой к продаже порции. Об этом «Приморская газета» сообщает со ссылкой на «Известия».
– Законопроект предлагает косвенными способами бороться с ростом цен, – цитируют депутата «Известия». – В рыночной экономике в рознице и в сфере общественного питания сложно ограничить рост цен, но обязать продавца указать стоимость закупки на ценнике мы можем. Тогда предприниматели не смогут обманывать потребителя якобы огромными скидками или ложно позиционировать всякую дрянь в премиум-сегменте. Покупатель сразу увидит реальную ценность продукта и сделает выбор.
Второй способ введения в заблуждение потребителей – классификация по престижности.
– Третьесортный продукт, который должен продаваться по бросовой цене, они легко объявляют продуктом самого великолепного качества из отборных ингредиентов, – подчеркивает спикер. – И, естественно, продажная цена возрастает многократно.