За неоплаченную «коммуналку» приморцев будут наказывать штрафом, соизмеримым со средней рыночной ставкой кредита. Также будут штрафовать и ресурсоснабжающие организации за нарушение платежной дисциплины и некачественное предоставление услуг. Такие меры, по мнению экспертов, станут хорошим стимулом к оплате услуг вовремя.
Штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг вырастут почти вдвое. Такие новшества содержатся в поправках Минстроя к законопроекту, который вносит изменения в Жилищный кодекс РФ. Документ может быть принят до конца весенней сессии Госдумы.
Сегодня пеня за каждый просроченный день при оплате «коммуналки» составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка, то есть чуть более 8% от суммы долга. Представители ведомства предлагают увеличить пеню до 1/170. Так, штрафные санкции будут сопоставимы со средней рыночной ставкой кредита – около 17%. Проценты будут начисляться с 91-го дня просрочки.
– Я считаю, что штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неоплата есть кредит неплательщику, – отметил заместитель министра строительства и ЖКХ, главный госжилинспектор Андрей Чибис.
При этом неустойку будут платить не только потребители, но поставщики коммунальных услуг. Кроме прочего, поставщикам услуг ЖКХ придется внимательнее рассчитывать плату за коммунальные услуги. В противном случае их оштрафуют – минимальная неустойка составит 200 руб. Таким же образом участников рынка накажут за предоставление некачественных услуг или предоставление услуг с перерывами, «превышающими установленную продолжительность». В этом случае потребитель сможет получить 30% от среднемесячной платы за услуги, которая будет рассчитываться за предшествующие шесть месяцев.
Впрочем, по словам экспертов, потребитель и сейчас вправе жаловаться на качество поставляемых услуг (соответствующее положение закреплено постановлением правительства РФ №354).
– Уже давно существует стандарт качества услуг ЖКХ, – рассказала «Приморской газете» председатель ТСЖ «Толстовцы», юрист Елена Лазаренко. – Если услуга не соответствует стандарту, то потребитель вправе ее не оплачивать. Для этого ему нужно составить акт и уведомить о своем решении поставщика. При этом в штрафах нет особой нужды, поскольку исполнитель и так несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления коммунальных услуг.
Однако нерасторопных жильцов все-таки стоит стимулировать оплачивать счета. Так, многие должники даже не торопятся сообщать о своей неплатежеспособности, предпочитая копить долги. Хотя для абонентов, оказавшихся в сложной ситуации, в некоторых организациях предусмотрена реструктуризация долга. В отдельных случаях рассрочка может быть предоставлена более чем на год.
– Мы предлагаем взаимоприемлемое решение – реструктуризацию долга, – рассказал «Приморской газете» заместитель директора по сбыту филиала «Приморская генерация» ОАО «ДГК» Валерий Червонный. – Потребитель получает возможность выплачивать сумму своей задолженности поэтапно, в течение нескольких месяцев, равными долями. При этом ему не начисляют пеню и не подают на него в суд. Но, к сожалению, лишь небольшое количество должников пользуется возможностью реструктуризации долга.
Эксперты допускают, что ужесточение штрафных санкций может дисциплинировать население.
– Вероятно, с вступлением закона в силу должники реже будут откладывать оплату услуг. Мера способна стать хорошим стимулом для своевременной оплаты коммунальных услуг, – считает директор Регионального научно-образовательного центра государственного и муниципального управления в сфере ЖКХ и энергосбережения «ЖилКомЭнергия» Сергей Садовой.